Цели: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
2. Развивать эмпатию, желание и готовность помогать другим людям.
3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
4. Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики.
Предварительная работа:
- занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека;
- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;
- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью цвета).
Материалы: клубок ниток, «письмо короля», карта – схема Страны Чувств, столик, кружочки-тарелки разного цвета, зубная паста, влажные салфетки, сундучок, ворота, ключи, «стена», портреты детей, выражающие разные чувства, макеты следов чувств, разрезной портрет короля, листы цветной бумаги, аудиозапись.
Занятие направлено на формирование возрастного психического новообразования – персонального самосознания, включающего осознание собственных личностных качеств, способностей.
Ход занятия.
Психолог: «Ребята, я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда мы начинаем наше занятие с помощью игры «Ты мне нравишься». Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободные конец шерстяной нити вокруг совей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Олег, Максим)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Олегу, она тоже произносит добрые слова: «Олег! Ты мне нравишься, потому что ты помог мне найти мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутиной». Затем мы все вместе любуемся получившимся узором из ниток, спускаем ниточку с руки и я сматываю клубок.
Цель данного упражнения – развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Психолог: «Молодцы! Ребята, сегодня мне что-то принесли. Как вы думаете, что это такое?»
Дети: «Посылка, письмо»
Психолог: «Откроем посылку или не будем открывать?»
Дети: «Давайте откроем»
Психолог: «Ой, это же письмо от короля Страны Чувств! Помните, мы с вами уже были в этой стране? Вспомните, пожалуйста, какие чувства там живут?»
Дети: «Радость, Страх, Грусть, Удивление, Злость, Обида»
Психолог: «Молодцы, всех вспомнили. А вот что пишет нам король».
(Психолог с ребятами читает письмо):
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам король Страны Чувств. Правил я страной уже много лет и помогали мне верные слуги: Радость, Удовольствие, Удивление, а также Обида, Злость и Страх.
И вот однажды Обида, Злость и Страх захватили власть в моей стране. Меня бросили в темницу, а слуг: Радость, Удовольствие, Удивление выгнали из государства. Ребята, помочь мне можете только вы. Ведь вы так много знаете о чувствах! Если вы покажите свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти три ключа от замка и вызволить меня из темницы. К письму я прилагаю карту, которая укажет вам путь к моему замку.
С надеждой.
Король Страны Чувств.»
Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации?»
Дети: «Мы должны выручить короля из темницы, надо ему помочь!»
Психолог: «А что нам надо найти, чтобы вызволить короля из темницы?»
Дети: «Нам надо найти 3 ключа».
Психолог: «А как мы узнаем куда идти?»
Дети: «Нам поможет карта»
Психолог: «Хорошо. Вы такие отзывчивые! С помощью карты и выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем добыть ключи. Вы готовы? Тогда нам надо торопиться на помощь королю. А чтобы попасть в волшебную страну мы накинем с вами волшебные плащи и оденем башмачки. (Психолог с детьми имитируют движениями, что накидывают плащи, одевают башмачки)
Психолог: «Повторяем за мной: «Повернись, повернись и на месте покружись» (Дети повторяют за психологом слова)
Психолог: «Вот мы и в Стране Чувств. Что нам поможет найти путь?»
Дети: «У нас есть карта»
Психолог: «Посмотрим, где мы сейчас находимся и найдем это место на карте». (Психолог и дети смотрят в карту и движутся по дороге).
Психолог: «А это кто?»
Дети: «Это стражник»
Психолог: «Да, это стражник. Он охраняет ворота. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание. Садитесь за столы. Вам предстоит нарисовать с помощью зубной пасты маски чувств. Выбирайте тарелочку любого цвета и подумайте, кто какое чувство нарисует, чтобы у всех они были разные. Я вам выдавлю зубную пасту и вы приступайте к работе».
Цель: развитие творческого воображения, тактильных ощущений, умения дифференцировать выражения лиц у окружающих.
Психолог: «Вам понравилось как получилось? Молодцы! Изобразите то чувство, что вы нарисовали». (Дети мимикой показывают разные эмоции. Цель упражнения: самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения чувств.)
Психолог: «отлично! Теперь возьмите влажные салфетки из шкатулки, чтобы вытереть руки».
Дети: «Ой, смотрите, в шкатулке ключ!»
Психолог: «Да, мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Я думаю, что наши храбрые мальчики пройдут первыми, а девочки потом. Согласны?»
(Дети проходят через ворота и идут дальше по дороге.)
Психолог: «Дети, что нас ждет впереди? Как мы узнаем?»
Дети: «Мы узнаем по карте. Сейчас посмотрим. Ой, что-то непонятное. Дым или туман.
Психолог: «Это туман! Он состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратиться в капельки этого тумана. Поиграем в игру «Капельки». Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет! Помните правила? (Психолог напоминает правила игры)
(Дети играют в игру «Капельки». Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности. Дети под музыку хаотично двигаются между собой. Когда музыка затихает, они слушают и считают количество хлопков психолога. Если психолог хлопнет 2 раза, то дети объединяются в пары, если три- по три человека, если много хлопков – обнимаются все вместе.)
Психолог: «Молодцы! Развеяли туман! Куда нам теперь идти? (Психолог и дети сверяются по карте.)
Психолог: «Смотрите, впереди стоит стена».
(Дети и психолог идут в заданном направлении и сталкиваются со стеной, где висят портреты детей с определенным выражением лица.)
Психолог: «Да, стена эта необычная. Лица этих детей заколдованы. А расколдовать их, вернуть спокойное выражение лица и найти второй ключ мы сможем, только угадав, какие чувства они испытывают».
(Дети угадывают по выражению лица, что испытывают дети и придумывают в какой ситуации это происходит. Цель упражнения: развитие понимания мимических выражений, адекватного реагирования на определенные жизненные ситуации)
Психолог: « Мы их расколдовали! Молодцы! Смотрите, а вот и второй ключ найден, но нам еще нужен третий. Значит, двигаемся дальше. Посмотрим на карте, где это мы очутились? В роще. Давайте тоже на время превратимся в деревца и сделаем гимнастику.
В поле дерево стоит.
(Поднимают руки над головой)
Ветер ветви шевелит.
(Покачивают руками)
Весной набухнут почки
(Сжимают пальцы в кулаки)
Раскроются листочки
(Разжимают кулачки, шевелят пальцами)
Чтоб деревья подрастали,
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны
(Опускают руки, разводят пальцы в стороны)
Корни дереву важны
(Поднимаются, распрямляются).
Психолог: «Молодцы! Вновь продолжаем искать. Сколько ключей мы нашли? Правильно, два ключа. Нам нужен третий. Посмотрим куда нам дальше?»
Дети: «Впереди какие-то следы?!»
Психолог: «Ребята, давайте побудем следопытами, исследуем следы, потрогаем и подумаем: какое чувство здесь оставило свой след? А почему вы решили, что это .. Страх, Злость и Обида?»
(Дети трогают рукой следы и угадывают какой чувство прошло. Цель: развитие сенситивности и соотнесения тактильных ощущений.)
Психолог: «Я думаю, мы правильно с вами угадали. Посмотрите эти чувства не только здесь наследили, они еще что-то разбросали.»
(Дети с психологом подходят ближе и рассматривают кусочки разрезной картинки)
Психолог: «Ах, да это же чей-то портрет разорван. Давайте попробуем его собрать.»
(Дети собирают портрет грустного короля)
Психолог: «Что же у вас получилось?»
Дети: «Это портрет короля Страны Чувств»
Психолог: «Да, правда, ребята, посмотрите на выражение его лица, какое оно?»
Дети: «Грустное, печальное»
Психолог: «Да, король сидит в темнице и грустит, ждет, когда же мы ему поможем. Ой, посмотрите, что это?»
Дети: «Это же третий ключ!»
Психолог: « Ну что, мои хорошие, все три ключа у нас в сборе. Смотрите, что это перед нами?»
(Дети с психологом подходят к дверям замка)
Психолог: «Эти двери не простые, а с тремя замками. Давайте решим, какой ключ, к какому замку подходит. Только будьте аккуратны, вежливы друг с другом».
(Дети подбирают ключи к замкам, двери открываются и перед глазами детей появляется изображение темницы, где сидит уже веселый король.)
Психолог: «А вот и король! Посмотрите, рад он нас видеть или нет?»
Дети: «Рад, потому что он улыбается»
Психолог: «Мне тоже кажется, что король очень доволен! А вы знаете мы можем подарить в его страну новое чувство – Любовь. К кому мы испытываем любовь? Кого мы любим?
Дети: «Родителей, дедушку, бабушку, близких, друзей…»
Психолог: «А где живет Любовь? Как вы думаете?»
Дети: «Любовь живет у нас в сердцах!»
Психолог: «Да, верно! Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел. Чувствуете тепло ваших сердец? Так поделитесь частью своего тепла, подарите любовь королю»
(Дети жестами показывают, как они отдают любовь из сердца королю. Цель: развитие эмпатии.)
Психолог: «Спасибо! Смотрите, король стал еще веселее! Вы рады за него?»
Дети: «Да, очень рады»
Психолог: «Тогда устроим салют в честь нашей победы и в честь короля!»
Дети: «Хорошо! (Дети быстро рвут листочки цветной бумаги на мелкие кусочки и подбрасывают в воздух на счет три. Цель: развитие быстроты реакции и формирование здорового эмоционального подъема).
Психолог: «Итак, король освобожден. Как теперь он поступит с Обидой, Злостью, Страхом? Их надо выгнать или они нам нужны?»
Дети: «Конечно, их надо простить, все чувства нужны и важны для людей».
Психолог: «Я рада, что наши мнения совпадают. Скажите, а зачем нам Страх, Обида, Злость?»
Дети: «Страх – самый чуткий, осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет вовремя предупредить об опасности. Злость – придает силы для борьбы с врагом, помогает справляться с препятствиями. Обида – чуток к дурным мыслям и разговорам, он охраняет наше достоинство и предотвращает недостойные разговоры и действия.»
Психолог: «Правильно. Свою задачу мы выполнили, короля освободили, пора возвращаться из Страны Чувств. Давайте скажем наши волшебные слова: «Повернись, повернись и на месте покружись» (Дети повторяют за психологом слова.)
Психолог: «Вот мы и дома. Снимаем плащи и башмачки» (Дети жестами показывают, что снимают башмачки и плащи)
Психолог рассаживает детей в круг на ковер и предлагает сказать, понравилось ли детям путешествие? О каких чувствах мы сегодня говорили? Про какое новое чувство мы узнали?
Психолог: «А теперь давайте попрощаемся с помощью нашего клубочка. Снова будем наматывать ниточку на руку, передавать клубочек кому-то из детей и говорить какие-нибудь добрые, ласковые, нежные пожелания.» (дети выполняют задание)
Психолог: «Спасибо, до свидания, до новых встреч!»