Цель: создание игрового пространства для возможности реализации мыслительной деятельности
Задачи:
учить игровой деятельности в предлагаемой ситуации;
закрепить навыки анализа и синтеза сложных слов;
развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти, произвольного внимания фантазии;
воспитание умения взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа: знакомство детей с различными играми на индивидуальных занятиях; изготовление игр.
Ход занятия
Психолог: Ребята, сегодня я приглашаю вас поучаствовать в увлекательном и очень ответственном задании, которое я получила от производителя детских игр и игрушек. Приглашаю вас в Лабораторию Детских Игр и Игрушек, где нам предстоит определить самую интересную игры, которые потом. В лаборатории работают научные сотрудники, ученые и исследователи. И прежде чем мы приступим к работе нужно пройти подготовку. Давайте подготовим к работе наши память, воображение и мышление.
Психолог приглашает детей к столу и предлагает проиграть в игры из волшебного сундучка «Чудесные предметы»
Игра «Опиши по памяти». Игра тренирует память ребенка, развивает его наблюдательность. Ребенок внимательно рассматривать одну из картинок, затем закрывают глаза ( или отворачивается, или взрослый убирает картинку) и описывает то, что на ней изображено. Он может рассказывать сам или отвечать на вопросы взрослого («Какого цвета?.. Что нарисовано на нем? и т.д.»).
Игра «Доброе дело». Игра развивает фантазию ребенка, ориентирует его на внимание к близким людям. Ребенок вытаскивает изображение одного из волшебных предметов и придумывает, какое доброе дело для (его близких или кого-то другого) можно сделать с помощью этого предмета.
Игра «Узнай картинку». Игра развивает память и образное мышление. Под листом бумаги с отверстием диаметром 2 см посредине скрыта одна из карточек. Передвигая лист по картинке игроки должны узнать, что на ней изображено.
Игры с квадратом Воскобовича «Превращения Квадрата»
Музыкальная игра "Лиса и нора".
Психолог хвалит детей, говорит, что теперь они готовы приступить к исследованию. В лаборатории стоят три стола с разложенными на них играми. Детям предлагается поиграть в каждую игру по очереди, в конце оценив ее с помощью пиктограммы (грустная или веселая) из своего набора. Затем пиктограммы складываются в один конверт и остаются на столе.
1. Сюжетно-дидактические игры с применением блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизенера. Дидактические задачи: развитие умения содержательно общаться, развитие наглядно-образного и творческого мышления. Игра «Вернисаж». Детям предлагается участие в художественной выставке, где каждый из них является художником и может создать осеннюю картину с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
2.Логопед: Уважаемые эксперты, мы хотим предложить вам оценить словесные игры. Можно одно слово разделить на части и получится два. Например, какие слова спрятались в слове листопад? (листья падают)
Объясните пожалуйста следующие слова:
Ледоход – лёд идёт, самокат – сам катит, землекоп – землю копает, ледокол – лёд колет, самосвал – сам сваливает, самолёт – сам летает, водопад – вода падает.
А ещё у нас есть чудесные пазлы, с помощью которых из двух слов можно сделать одно. Детям предлагаются пазлы полоски, которые можно совмещать либо по цвету, либо по вырезам. При правильном совмещении получаются сложные слова типа: длинношеий, коротконогий, длинноклювый и так далее. Во время игры могут задаваться наводящие вопросы: «У жирафа длинная шея. Значит он …»
3. Логопед: К нам в лабораторию поступила новая игра «Веселый поезд». Чтобы правильно разместить пассажиров в вагонах нашего поезда вы должны найти схему слова, которая соответствует картинке. (на вагонах поезда находятся звуковые схемы слов, детям раздаются картинки, с изображением предметов подходящих к этим схемам, схемы и картинки могут меняться в зависимости от изучаемой темы).
4. Далее психолог предлагает оценить игру "Веселые осьминожки". Дидактические задачи: развитие логического мышления; умения работать в паре.
"Весёлые осьминожки"
С помощью этой игры можно учить детей выделять признаки, и тренировать память.
Автор игры: Вовченко Екатерина
В игре 15 карточек с осьминожками: 5 желтых, 5 зеленых и 5 синих.
Все они с разными именами и у каждого свой признак.
( желтые, с большими носами, с большими ушами, в шляпах, с бантиками, с рыбами)
1 вариант игры: Найди пару
2 вариант игры: Выбери 3-х похожих
Признак схожести ребенок выбирает сам, конечно же нужно сначала показать пример.
3 вариант игры: Кто поменялся местами?
Дети закрывают глаза, психолог меняет карточки местами, задача детей вспомнить, кто где был до перемещения.
4 вариант игры: Угадай, кто спрятал монетку
Психолог прячет под одну из карточек бумажную монету, а дети, задавая вопросы, на которые можно ответить ДА-НЕТ, пытаются выяснить, кто же из осьминожек спрятал монетку.
Это самый сложный вариант - в голове нужно держать несколько ответов и исключений.
После этого, психолог и логопед предлагают детям собраться на экспертный совет и определить какая игра понравилась больше всего. Определение происходит с помощью подсчета положительных пиктограмм. Затем психолог говорит, что результаты экспертизы мы отправим производителям игр, и они запустят их в массовое производство. Психолог и логопед благодарят детей за участие в лабораторном исследовании и назначают их Младшими Научными Сотрудниками Лаборатории Детских Игр и Игрушек. Детям выдаются памятные бейджи.