Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима»
с использованием элементов мнемотехники.
Цель: Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Формировать умение находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения. В процессе деятельности опираться на имеющийся опыт детей и их математические знания: счет, геометрические формы. Развивать память, воображение.
Оборудование: Загадка о зиме, подбор картинок из серии «Времена года», обручи, отрывок из стихотворения И.Сурикова «Зима», мнемотаблица, условные обозначения по теме «зима» для всех детей.
Ход занятия:
1. Дети и воспитатель стоят в кругу. Загадка о зиме:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя «Вы любите зиму?» «Почему вы ее любите?» (ситуация успеха)
А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. Хотите его послушать?
Но сначала поиграем.
2. На ковре. Игра на классификацию с использованием кругов Эйлера «Выложи правильно» В обруче разложены карточки с обозначением признаков лета и зимы. Уточняем, сколько всего времен года – посчитаем. Всего – 4. Но мы возьмем только два – зима и лето. Внутрь обруча воспитатель выкладывает два обруча поменьше. Уточняем форму обручей и карточек, помещенных в них. Вместе с детьми обозначают условным значком, – для каждого времени года свой круг - дом. Дети берут по одной карточке и выкладывают их в соответствии с изображением в дом зимы или лета. Проверяем. Исправляем ошибки. Молодцы!
3. Дети сидят за столами. У каждого набор условных обозначений. Воспитатель читает отрывок:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Короткая беседа для активизации слов:
- Какой снег в воздухе кружится? /белый снег, пушистый/.
- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
- Какими стали дни? /короткие – коротки/.
- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.
4.Заучивание отрывка: воспитатель читает еще раз.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Теперь попробуем заучить это стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать? (план - схема)
Считают и проговаривают каждую строчку, обозначая их просто магнитами. Их – четыре. Затем воспитатель предлагает найти для каждой строчки подходящий значок условного обозначения.
Читаем вместе с опорой на значки.
Читаем вразброс. Воспитатель показывает 2-й значок. 3-й, 1-й,
4-й, и просит детей всех вместе и индивидуально повторить строки из стихотворения.
Заучиваем, одновременно выполняя действия руками – поднимаем и показываем нужные значок.
Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему.
5. Итог занятия. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Что помогло нам запомнить стихотворение? (схема)
Оставляем мнемотаблицу на доске для свободного пользования.