Тема: Плоская и пространственная фигура
Цели: формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
развивать пространственное воображение;
учить изображать простые геометрические формы;
развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду
Оборудование: по 2 прямоугольника разной формы, квадрат, круг, счетная палочка, брусок пластилина.
Продолжительность занятия - 25 минут
Ход занятия
I. Организация начала занятия. Мотивация
«Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей.
Ребята, сигналом к началу занятия будут такие слова, послушайте:
— Раз, два, три — слушай и смотри!
— Три, два, раз — мы начнём сейчас!
Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста в круг. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше, их запомнить.»
Учитель ещё раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их следующими движениями:
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) — слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) — мы начнём сейчас! (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх).
II. Введение в тему
Брат мой маленький, Серёжа,
Математик и чертёжник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... фигуры
- О чем пойдет речь сегодня на занятии?
- На доску учащиеся называют и вывешивают различные геометрические фигуры
III. Актуализация знаний
Работа в парах: на партах - 2 прямоугольника разные, квадрат, круг ( из бумаги), счётная палочка, пластилин.
-Как разделить на 2 группы? (объёмные и плоские)
- Что общего между этими фигурами? (объёмные фигуры похожи на плоские по одной стороне)
IV. Работа над темой занятия
Звучит песня о волшебниках
-Мы сегодня превратимся в волшебников, а что нужно волшебнику? Волшебная палочка и колпак
1) Работа с прямоугольником
-Возьмите прямоугольник.
-Какая это фигура? Плоская
С помощью карандаша, вокруг которого мы накрутим лист прямоугольника, превратим лист в фигуру. Это получилась волшебная палочка.
-Какая фигура получилась? Объёмная
-Возьмем круг, какая фигура? Сложите пополам. Соедините концы и края.
-Какая фигура получилась объёмная или плоская? Эта фигура называется конус. Такой формы будет шапка у волшебников. Возьмём в руки и превратимся в волшебников, которые будут совершать волшебство.
2) Работа с квадратом
-А теперь, послушайте стихотворение и возьмите ту фигур, о которой в нём говорится.
Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...ромбы
–Начинается превращение. Берем волшебную палочку, говорим заветные слова «Абра-кадабра!» и превращаем. Что получилось?
-А это какие фигуры - плоские или объёмные?
3)Работа с шаром и кругом
-Теперь с помощью волшебного пластилина и загадки делаем фокус:
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее немножко,
И получится лепёшка … шар
-Делаем из пластилина шар, сжимаем и получается круг
-Какая фигура плоская, какая объёмная?
4) Работа с прямоугольником
- Остался у нас прямоугольник. Какая фигура - плоская или объёмная?
Превращаем: поколдовали волшебной палочкой, сказали заветные слова, а теперь складываем пополам, затем ещё пополам, разворачиваем и соединяем. Что получилось? На что похожа эта фигура? (дом, коробка..). Какая фигура объёмная или плоская?
V. Обобщение
-Как же различить плоские фигуры и объёмные?
Работа в группах
-Как называется эта фигура? Превратить овал в какой-нибудь рисунок или предмет
(Раздается овал на 4 человека, дорисовать , чтобы получился какой-нибудь предмет.)
VI.Рефлексия
-Кто считает, что был сегодня волшебником, возьмите колпаки и раскрасьте их дома по - волшебному, кто считает, что не получился волшебник, положите на стол учителя свои колпаки.
Источники информации
Используемая литература
1. Программы внеурочной деятельности системы Л.В.Занкова /Составитель Петрова Е.Н. ИД "Фёдоров" 2012.
2. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.. -Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 64 с.
3. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/ Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 32 с.
4. Мир линий: тетрадь по геометрии / Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013
5. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». Бененсон Е.П. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013. - 32 с.
6. Методическое пособие к тетради «Площадь и объем».Бененсон Е.П. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013