Тема: Простейший планер.
Цель: Изготовление модели планера.
Задачи:
Дать понятия основных частей планера;
Познакомить с технологией изготовления планера;
Познакомить с центровкой и регулировкой модели планера;
Содействовать воспитанию взаимопомощи;
Содействовать развитию внимания, воли.
Оборудование и материалы: ножницы, клей, ватман либо картон, карандаш, линейка, клей ПВА, клей «Момент», образец модели планера, шаблоны, лобзик, пилки, выпиловочный столик .
Ход занятия:
1. Организационная часть.
Добрый день друзья! Позвольте сегодняшнее занятие начать с загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется под лучами-
Отливает серебром.
Смело в небо проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет
Что такое?...(Самолет)
2.Сообщение темы и цели занятия.
Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о самолетах.
Что вы знаете о них?
Знаете ли как называются части самолета?
Почему самолет летает?
А может ли самолет летать без двигателя?
Может! Даже загадка есть:
С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.
Хорошо летать умеет, но мотора не имеет.
Этот летательный аппарат называется - ПЛАНЕР.
Как раз сегодня мы построим простейшую модель планера. Это первое ваше знакомство с авиацией. Научившись строить, регулировать и запускать простейшие модели, вы сможете сделать более сложный летательный аппарат и принять участие в авиамодельных соревнованиях.
3.Новый материал.
Планер – это один из видов летательных аппаратов, тяжелее воздуха. Если на самолете есть двигатели и воздушные винты, то у планера, так как он безмоторный, подъемная сила создается крылом во время полета.
Части модели планера имеют такие же названия как у настоящего самолета: фюзеляж, крыло, стабилизатор, киль.
Фюзеляж- это основная часть модели.
Крыло- часть, которая поддерживает модель в полете.
Стабилизатор- это горизонтальная поверхность в хвостовой части планера, служит рулем высоты (вниз, верх).
Попробуем вспомнить, где нам встречалось это название? (При изготов-лении модели ракеты, стабилизаторы устанавливали тоже для устойчивого полета).
Киль – это вертикальная плоскость планера, служит рулем поворота (влево, вправо).
Груз- необходим для центровки планера.
Технология изготовления планера (практическая работа).
Сегодня я предлагаю сделать простейшую модель планера «Дископлан ».
Как вы думаете, почему он называется дископлан? (Крыло в форме круга, диска). Перед вами лежит чертеж планера «Дископлан». Внимательно посмотрите. На чертеже видим уже знакомые вам крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль.
Прежде, чем начать работу, я разделю вас на 2 группы.
Одна группа будет работать в мастерских, другая – в конструкторском бюро.
В мастерских работаем над изготовлением фюзеляжа. С помощью лобзика, рейку– фюзеляж обрежьте по размеру согласно чертежа. (Повторить правила ТБ лобзиком, наждачной бумагой).
А в конструкторском бюро будет происходить создание крыла, стабилизатора и киля. Используя шаблоны, переведите детали планера на бумагу, вырежьте ножницами. Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила, которые необходимо соблюдать при вырезании, работе с ножницами.
Как только вы выполните намеченную работу, группы меняются. Из мастерских переходят в конструкторское бюро, работая над созданием крыла, стабилизатора и киля, а другие начинают работать над изготовлением фюзеляжа.
Все у нас подготовлено. Сейчас приступаем к сборке нашей модели. Но, прежде, повторим правила работы с клеем /равномерное нанесение, минимальное количество, так как быстрее сохнет и прочнее слой/.
При помощи клея соберите модель. Пунктирные линии на деталях помогут вам собрать модель без перекосов. В носовой части приклейте балансировочный груз, который изготавливается из бумажной ленты, свернутой в плотный рулон. А чтобы было проще вам свернуть груз, я поделюсь с вами секретом: подготовленную полоску бумаги нужно протянуть между столом и плотно прижатой линейкой. Такую полоску проще свернуть. Наш планер собран. Теперь, для того чтобы наш планер хорошо летал, его необходимо отцентровать. Для этого поставьте планер на палец, в том месте, где на крыле стоит точка, При помощи пластилина мы попробуем уравновесить модель планера (как весы). Модель готова!
Регулировка и запуск модели планера.
А теперь самый ответственный момент. Будем учить наши планеры летать! Правильная отрегулированная модель может пролететь до 15 метров.
Для того, чтобы модель была устойчива в полете, концы крыльев подогнуть согласно схеме, напечатанной на листе. Рули высоты погните вверх.
Запуск производите легкими толчками под небольшим углом вниз. Полет с резким снижением называется пикирование. Для устранения пикирования на модели увеличьте угол отклонения руля высоты вверх.
Взмывание модели с последующим падением на нос называется кабрирование. Для устранения кабрирования на модели увеличьте балансировочный груз.
При отклонении модели в сторону регулировку производить устранением перекоса крыла и отклонением киля в противоположном направлении.
Обращаю ваше внимание на закон, который вы должны усвоить:
Запрещается запускать модель в сторону наблюдателей.
4.Закрепление материала.
У нас получились замечательные планеры, которые вы научили летать. А давайте попробуем вспомнить названия основных частей планера. Назовите, покажите на ваших моделях: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль.
Молодцы!
- Чем отличается планер от самолета? Планер – безмоторный летательный аппарат.
5.Подведение итогов.
Итак! Мы познакомились с моделью планера; Узнали названия основных частей планера; научились его изготавливать; запускать и регулировать модель.