Цели:
дать детям представление о театре, вызвать интерес к нему;
познакомить с терминами «публика», «капельдинер», «пьеса», «спектакль», «партер», «эмблема»;
учить взаимодействовать и договариваться друг с другом, выручать товарища;
учить разыгрывать несложные театральные этюды, поощрять творческую инициативу.
Музыкальный репертуар: русская народная мелодия «Как под яблонькой» (обр. Т.Ломовой).
Художественный репертуар: Э. Мошковская «Вежливое слово».
Материал и оборудование: тумба с окошком и надписью «касса», куклы бибабо, фланелеграф и карточки с изображением животных, несколько использованных театральных билетов из разных театров. На каждого ребёнка изготовленный воспитателем театральный билет, программа спектакля.
Ход занятия
Педагог встречает детей перед входом в зал.
Педагог:
Сегодня мы с вами пойдём в театр. Кто из вас был в театре? Вам там понравилось? (Ответы детей.) Люди, которые приходят смотреть представление в театре, - это публика. Сегодня публикой будем мы с вами.
Приглашает детей войти в зал. Все подходят к тумбе с надписью «касса».
Театр открывается, всё готово к началу представления. Билеты продаются в кассе за вежливое слово.
Разыгрывает с героями плоскостного театра на фланелеграфе стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
В три часа открылась касса, собралась народу масса,
Даже Ёжик пожилой притащился чуть живой…
- Подходите, Ёжик, Ёжик!
Вам билет в каком ряду?
- Мне поближе: плохо вижу.
Вот СПАСИБО! Ну, пойду.
Говорит Овечка: - Мне-е-е одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.
Утка: - Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! –
И достала Утка ДОБРОЕ УТРО.
А Олень: - ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места, вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
И вдруг, отпихнув старух, стариков, Петухов, Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Выше вежливое слово?
- У меня такого нет!
- Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
- Мне – билет!
- Нет и нет. Не стучите – мой ответ. Не рычите – мой совет,
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ. ПРИВЕТ.
Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал… (Э. Мошковская.)
Педагог:
Как помочь косолапому? (Дети называют вежливые слова, медведь получает билет.) Раз вы такие молодцы, то тоже получайте билеты в театр! (Раздаёт билеты.) На билетах написано название и адрес театра, дата (день, месяц и год) и время начала представления, название спектакля, обозначены ряд и места, на которых мы должны сидеть. Чтобы узнать, кто будет исполнять роли, кто придумал и поставил спектакль, нужно купить программу. Театральные программы продаёт капельдинер. (Его роль исполняет воспитатель. Дети покупают программки за вежливые слова.) Откройте и рассмотрите её. В программе напечатано всё, что нам интересно знать о представлении, - какие актёры играют, кто сочинил пьесу и как она называется. Пьеса – это сочинение, написанное для представления в театре, то есть её можно прочитать. А спектакль можно посмотреть – это зрелище, которое представляют актёры, или, как их ещё называют, артисты. Запомнили? А теперь мы с вами проёдём в зрительный зал. Места, которые расположены ближе к сцене, называются партером, что в переводе с французского означает «на земле». У нас билеты в партер. Занимайте свои места. Спектакль начинается!
Воспитатели показывают детям кукольный спектакль – сказку «Гуси-лебеди».
Педагог:
Понравился вам спектакль? Вы не устали? Давайте поиграем.
Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберётся?» (под русскую народную мелодию «Как под яблонькой»).
Педагог:
Мне очень понравилось, как вы играли. А вам понравилось представление в нашем театре? Хороший у нас театр? Жаль только, что у него нет названия и эмблемы. Эмблема – это символ театра. Театры отличаются друг от друга – есть кукольные, детские, оперы и балета и многие другие. Вот посмотрите, у меня есть билеты из разных театров. На каждом билете есть эмблема. (Дети рассматривают билеты, педагог объясняет символику эмблем.)
Домашнее задание: придумать название театра и его эмблему с помощью родителей.