Тема: Составление сюжетного рассказа по плоскостным изображениям (лиса, заяц, елка).
Цель: учить составлять сюжетный рассказ с элементами творчества, исходя из предложенного набора плоскостных изображений. Активизировать в речи детей слова, обозначающие качества и действия предметов. Развивать артикуляционный аппарат детей, закрепить правильное произношение звука «з» в чистоговорках, регулировать силу голоса и темп речи. Воспитывать у детей внимание, умение отвечать по вызову воспитателя.
Материал: фланелеграф; плоскостные изображения лисы, зайца, елочки; игрушка – марионетка заяц.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы
Уши выше головы? (заяц)
Почему вы думаете, что это заяц? ( заяц живет в лесу, у него длинные уши).
Выставляю плоскостное изображение зайца на фланелеграф.
Кто это?
Какой зайчик? (зайчик маленький, серенький, пушистый, мягкий, быстрый, добрый, хороший).
Расскажите, что есть у зайчика? (у зайчика глаза – бусинки маленькие, черные, блестящие; нос – пуговка маленький, черный, блестящий; уши длинные – предлинные, длиннющие; когда он слушает, уши стоят на голове, когда прыгает или спит прижаты к спине; )
По мере необходимости задаю наводящие вопросы или спрашиваю, обращаясь к зайчику:
А зачем, заинька, тебе такие длинные уши? (зайчику нужны длинные уши для того, чтобы шевелить ушами, слушать, не крадется ли лиса).
Ребята, а зайчик быстро бегает? А почему? ( у зайчика длинные лапы, он убежит от лисы).
А кого зайчик в лесу боится? (зайчик боится лису, волка, охотника).
Значит зайчик…….(трусишка).
Убираю зайчика предлагаю отгадать другую загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, а зовут ее…..(лиса).
О ком загадка? (выставляю лису).
Какая лиса? (лиса рыжая, пушистая, мягкая, быстрая, с длинным хвостом, хитрая, плутовка, вороватая).
Расскажите, что есть у лисы? ( у лисы глазки бусинки черные маленькие, носик пуговка маленький черный, ушки тоже маленькие, а мордочка длинная, чтобы следы нюхать, зубки острые, а улыбка хитрая – прехитрая, хитрющая).
Убираю лису выставляю елочку.
Что это? Значит здесь…….(лес).
Какая елочка? (елочка зеленая, пушистая, колючая).
Хотите, я расскажу вам историю, которая произошла в лесу с лисой и зайчиком? Слушайте.
Рассказываю, выставляя изображения по ходу рассказывания.
Выскочила на лесную полянку лиса (ставлю лису), хитрая, рыжая, в пушистой шубе, с хитрой улыбкой глазки – бусинки прищурила, смотрит вокруг, черный носик – пуговку из стороны в сторону поворачивает, нюхает. Ах, чьи это следы? Да это же зайка проскакал! Опустила лиса к земле длинную мордочку, пошла по следу. Видит елочка стоит (выставляю елочку) зеленая, пушистая, колючая. Заглянула лиса за елочку, а там зайчик стоит, в серой шубке, маленький, пушистый, уши длинные вверх поднял, прислушивается, черные газа – бусинки в даль смотрят, задумался, ничего не видит. А лиса из за елки выскочила, зубами щелк: «Сейчас поймаю». Обернулся зайчик: «Ой! Лиса Близко!» Вдохнул поглубже и пустился наутек. Только лиса его и видела!
Предлагаю детям рассказать о встрече зайчика с лисой. Вызываю 1 ребенка. Даю ему в руки все изображения. После рассказа ребенка вызываю 2 детей дополнить, что забыл рассказать.
О чем забыла рассказать Маша? Кто хочет ей помочь?
Физкультминутка.
Представьте, что вы зайчики и вышли на полянку погулять (дети прыгают, поджав лапки).
А теперь вы лисички, хитрые, быстрые, тоже вышли на лесную полянку (имитируют движения).
Вызываю еще 2 детей, каждый берет кого хочет и по очереди рассказывают историю. Оцениваю рассказ.
2 часть.
Приход зайчика – марионетки.
- Я зайчик, меня называют трусишкой. Когда я чего – то боюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается, вот так ! ( Качает хвостиком).
Покажите язычком, как качается мой хвостик ( открыв рот проводят языком от угла рта до угла, не касаясь губ медленно, затем быстро, опять медленно).
А вы знаете, что я больше всего люблю кушать? Морковку! Я когда ее грызу, всегда облизываюсь от удовольствия, вот так! (сначала верхнюю губу, затем нижнюю).
А когда я сыт, то говорю веселые стихи, вот такие:
За – за – за – серый зайка – егоза,
Зу – зу – зу – в дом запасы привезу,
Зы – зы – зы – не боюсь лесной грозы.
Дети повторяют четко произнося звук «з» хором, затем индивидуально.
Зайчик хвалит детей и уходит в лес.
Ребята, так чем мы сегодня занимались? (рассказывали истории про зайчика и лису).Все молодцы!