Цель: Совершенствование умений и навыков позитивного общения.
Задачи.
Образовательные:
Формирование умения называть фамилию, имя, отчество; адрес проживания;
формировать представление о себе, как о человеке и его отличительных особенностях;
формировать представление о дружбе, друге.
Коррекционные: Развивать речь, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитание доброжелательности по отношению к другим людям; Воспитание желания не обижать, прощать, сочувствовать.
Материал: иллюстрации детей разного возраста, пола, цвета кожи;
листы бумаги, карандаши, фломастеры;
шаблоны овалов и кругов; мяч; красиво украшенная палочка.
Предварительное чтение:
Е. А. Пермяк «Самое страшное»;
С. П. Никитский «Что Вите делать?»;
В. П. Катаев «Цветик-семицветик»;
В. А. Осеева «Рассказы».
Ход занятия
Организационный момент – игра «Добрые слова».
Цель: обогащение и активизация словаря.
Дети встают в круг, воспитатель с ними, у воспитателя в руках палочка.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Кто берёт её в руки, тому сразу хочется сказать хорошие слова. Но эту палочку нельзя держать в одних руках, иначе она перестанет быть волшебной. Передавать её надо из рук в руки, глядя в глаза, улыбаясь, и говорить при этом добрые слова, или хорошие пожелания. Давайте попробуем.
Воспитатель передает палочку со словами: Возьми, Руслан, ты хороший мальчик, я желаю тебе удачи. Дети передают дальше со словами: ты добрый, веселый, доброго тебе дня, ты хорошо поёшь и т.д. Воспитатель подсказывает при необходимости. Воспитатель спрашивает, приятно ли детям было слышать хорошие слова о себе. Дети садятся за парты.
Беседа по иллюстрациям. Воспитатель: Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации детей трех рас - белой, желтой, черной.)
- Какие красивые дети. Чем они отличаются? (Цветом кожи, цветом и разрезом глаз.)
-Чем похожи? (Все они люди одного возраста, это дети)
- Как вы думаете, а могут они все трое хорошо петь, танцевать, быть добрыми? (да) Зависит это от цвета кожи? (нет) Видели ли вы людей с желтой или черной кожей? Можно их разглядывать в упор? Культурно ли о них говорить вслух, показывать пальцем? (Нет, потому что это может их обидеть.)
Анализ ситуаций.
Воспитатель, показывает фотографии детей в инвалидных колясках, с дефектами лица и др.
-Вопросы к детям:
-Как нужно относиться к людям с физическими недостатками? (так же как и к здоровым - доброжелательно, уважительно.)
-Чем мы можем их обидеть? (указывая на них пальцем, пренебрежением и т.д.)
-Как мы в нашей группе относимся к такому мальчику? (помогаем ему переодеваться, играем с ним, помогаем ему на занятии, гуляем с ним на прогулке и т.д.)
Воспитатель: А давайте вспомним, в какой книжке девочка помогает больному мальчику выздороветь с помощью последнего лепестка от волшебного цветка? («Цветик-семицветик»)
Какими словами можно сказать об этой девочке?
(добрая, умная, хорошая, воспитанная, понятливая, хороший друг, и т.д.)
А вы хотели бы иметь такого друга?
Физкультминутка «Давай познакомимся»
Дети встают в круг, мяч в руках воспитателя. Тот, кому бросают мяч, ловит его и называет своё имя, фамилию, возраст, пол, адрес, что он любит делать. Далее бросает мяч другому ребенку, с которым хочет познакомиться, и так, пока все дети не расскажут о себе.
Дети садятся за парты.
Беседа «Твои друзья».
- Хорошо ли иметь друзей? Почему? (да, с ними не скучно, весело, легко выполнять любую работу, интересно играть и т.д.)
-А как вы помогаете друг другу? (Завязываю шнурки, помогаю на занятии, защищаю, учу кататься на велосипеде и т. д.)
А как нужно поступить, если другу плохо - он упал, у него плохое настроение, его обидели и т. д. ( Помочь встать, не смеяться над ним, сделать для него что - нибудь приятное)
-Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки? (мне приятно, у меня становится хорошее настроение) А злые? ( не приносят радости)
Далее воспитатель предлагает вспомнить произведения, в которых дети плохо относятся к окружающим людям и даже животным. («Самое страшное», «Что Вите делать?»).
Обсуждение ситуаций из указанных произведений.
Повторение «Золотого правила жизни»- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Упражнение «Опиши своего друга».
Цель: учить составлять описательные рассказы из нескольких предложений о своих товарищах, находить отличительные черты в каждом.
Воспитатель озвучивает образец описания: Мой друг-мальчик, ему 14 лет, у него темные прямые волосы, широкий лоб, карие глаза, прямой нос. У него тёмные брови.
Воспитатель предлагает тем, кто затрудняется, смотреть на товарища и рассказывать о нем. Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет друга.
Тем, кто затрудняется, предлагает воспользоваться шаблонами, лежащими на партах. Можно предложить шаблоны лиц разной формы – круглой, овальной, удлинённой, шаблоны глаз, губ. Дети рассматривают друг друга и рисуют. (Под музыку или песни о дружбе.)
В конце занятия рисунки вывешиваются, дети рассказывают о тех, кого нарисовали.
Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.