Программные задачи.
Через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.
Предварительная работа.
Наблюдение на улице картины осени (рассматривание березы и других деревьев, листьев, осеннего неба). Разучивание стихов о березке. Создание детьми фона для будущих рисунков.
Материал.
У воспитателя:
иллюстрации с изображением березы;
лист бумаги для показа отдельных способов изображения;
две кисти – мягкая и жесткая;
краски.
У детей:
голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника;
дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью;
кисточки мягкие и щетинные;
краски гуашь.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что они изображают разные деревья для осенней выставки, вешает иллюстрацию с изображением березы обратной стороной, говорит: «На этой картинке нарисовано дерево, которое мы будем сегодня рисовать. Но рассмотрим его после того, как вы отгадаете о нем две загадки».
Русская красавица
стоит на поляне
в зеленой кофточке
в белом сарафане.
Когда дети назовут отгадку, спрашивает:
Как называют березу в этой загадке?
Почему ее называют русской красавицей?
Что у березы названо зеленой кофточкой?
Что белым сарафаном?
А теперь послушайте вторую загадку.
Стоит Алена:
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
В этой загадке указан еще один признак березки – «тонкий стан».
Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?
А каким красивым именем в этой загадке названа береза?
Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со стройной, нежной девушкой?
Перевертывает иллюстрацию с изображением березы, задает вопрос: «Какую березу изобразил художник?» Перечисляет с детьми все признаки, которые они должны будут отразить в своих рисунках:
белый высокий ствол с черными пятнами;
тонкие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими листьями.
Говорит: «Сегодня вы нарисуете осеннюю березу такой, какой ее изобразил художник, описали в загадках, и такой, какой мы видели ее на прогулке. А чтобы она такой получилась, надо сначала поучиться изображать некоторые ее части на белом листке бумаги. Начнем с рисования тонких, гибких, изогнутых веток, наклоненных в разные стороны».
Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать ветки у березы: «Как и у других деревьев, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз».
Предлагает нарисовать концом мягкой кисти несколько веток, наклоненных вправо и влево. Упражнение можно провести под слова «вверх, и закругляем, и вниз».
Затем педагог упражняет детей в изображении листвы приемом вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показывает, как набрать немного зеленой или желтой краски, убрать лишнюю о газетную бумагу и быстрыми движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками.
Следующим упражнением помогает детям овладеть приемом рисования полусухой жесткой кистью штрихов, которыми изображают пятна на стволе березы.
Затем спрашивает, что же они будут рисовать толстой кистью? Ствол у березы.
Предлагает еще раз посмотреть на иллюстрацию и приступить к рисованию. Обратить внимание детей на разные оттенки голубого фона для изображения по желанию разного времени суток.
В процессе рисования:
напоминает, если нужно, приемы изображения ствола, начиная работать кончиком кисти и постепенно опуская ее до положения плашмя;
спрашивает о длине ветвей вверху и внизу дерева;
цвет листвы у березы в начале осени может быть частично желтым;
обращает внимание детей на очертания кроны березы;
поощряет детей за внесение в рисунки интересных дополнений;
спрашивает, можно ли изобразить штрихами жесткой кистью траву под березой.
В конце занятия выставляют все рисунки.
Предлагает детям полюбоваться работами и желающим рассказать стихи о березе:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
***
Белая береза – Машина сестричка.
У березы белой тоже есть косичка.
Машенька к березе белой подойдет,
Ленточку березе в косы заплетет.
Предлагает найти среди рисунков наиболее подходящие к описанию. Спрашивает, у какой березы нарисованы косицы – длинные свисающие ветки.
Предлагает найти березку, которую можно сравнить со стройной русской красавицей.
Педагог отмечает рисунки с интересными дополнениями, обогащающими их содержание.
Что особенно удалось? Что не получилось? Чему удивились на занятии?