Цель: развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; совершенствовать технические навыки изображения лица человека; формировать коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность в работе с акварелью; учить детей рисовать автопортрет; ввести понятие «автопортрет», закрепить понятия «портрет», «одиночный портрет», «групповой портрет».
Словарь: портрет, одиночный портрет, групповой портрет, автопортрет.
Связь с другими видами деятельности: чтение художественных произведений; разучивание песен; рисование, лепка своей семьи; непосредственно-образовательная деятельность по валеологии на тему «Наши помощники- органы чувств».
Материал: на каждом мольберте прикреплены кисти из цветной бумаги и соответственные им по цвету палитры –на каждого ребенка (красные – сильный уровень, синие – средний, зеленые – низкий); на отдельном столе для выбора – цветные карандаши, восковые мелки, плоские и круглые кисти - средний и маленький номер; на каждом мольберте акварельные краски, палитра, губка, вода, салфетка или тряпочка, бумага (для сильного уровня – пустой лист, для среднего – прорисована линия овала лица, для низкого – прорисована линия овала лица с намеченными на ней точками для глаз, носа, рта), зеркало; на стенде портреты мам и пап с прошлых занятий.
Предварительная работа: рассматривание фотографий и портретов, рисование портретов мамы и папы.
Ход занятия.
Ребята, в каждом доме хранятся фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы, друзей. Мы смотрим на них и вспоминаем, где были, как жили, как одевались.
Фотографии могут рассказать о многом. Раньше, когда не было фотоаппаратов, разные события в жизни людей отражали художники. Чаще рисовали портреты людей.
Что такое портрет? (Портрет – это изображение одного человека или группы людей). Какие виды портретов вы знаете? (одиночный, групповой, мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами).
Посмотрите на портреты своих мам и пап. Кроме внешнего сходства вы стремились передать характер человека, его духовный мир. По выражению лиц мы узнаем о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль… Каждый человек уникален и неповторим.
Ребята, от одной из ваших мам поступило предложение организовать выставку портретов на тему «Папа, мама, я – дружная семья». У нас уже есть портреты мам и пап. Чего же нам не хватает для полного оформления выставки? (Наших портретов). Согласна с вами. Только где же нам взять ваши портреты? (Нарисовать) А кто будет рисовать вас? (…)
Ребята, есть еще такое понятие в живописи как автопортрет. Как вы думаете, что оно обозначает?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь… Да, когда человек сам себя рисует (принятие). Это когда ты сам автор своего портрета. Да, когда человек сам является автором своего портрета (принятие).
(Дети могут не знать значения слова «автопортрет». Поэтому можно получить, например, и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле». В соответствии с общими принципами проведения занятий такой ответ тоже принимается и поддерживается: «Да, портрет может быть и в автомобиле, и на фоне автомобиля, и на диване — где угодно (принятие). Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Художники рисуют сами себя, глядя в зеркало, называя свои картины автопортретами. Запомнили это слово? Давайте повторим. (автопортрет). Что оно означает? (…)
Возьмите зеркало и внимательно рассмотрите свое лицо, глаза, их цвет, брови, нос, волосы, прическу, одежду и т.д. Поиграйте выражением лица – покажите грусть, радость, удивление.
Все это только ваше, индивидуальное.
Именно так, гладя на себя в зеркало, художники рисовали свой автопортрет. Воспитатель предлагает детям нарисовать самого себя, глядя в зеркало.
По ходу работы воспитатель напоминает детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т.д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.
Повторить, что дети рисуют автопортрет – т.е. самих себя.
В конце занятия рассмотреть портреты. Ребята, что вы сейчас рисовали? (Автопортреты). Зачем? Что вам помогло нарисовать самих себя? Какие замечательные у вас получились автопортреты! Полюбуйтесь. Как вы думаете, чей автопортрет более всего похож на автора? (Спросить у автора - Что помогло тебе? (Цвет глаз, мимика лица, одежда) Обратите внимание на автопортрет Саши, как он аккуратно закрасил лицо акварелью. А Таня старательно прорисовала волосы.
В конце анализа рефлексия. Что особенно удалось? (на успех). Что не получилось? Чему удивились на занятии?
Вечером дети оформляют выставку портретов на тему «Папа, мама, я - дружная семья».