В МИРЕ ПРОФЕССИЙ
-занятие по профориентации в рамках элективного курса «В поисках своего призвания».
Цель занятия:
Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей;
Помощь подросткам в профессиональном самоопределении;
Открытие перед старшеклассниками перспектив дальнейшего личностного роста;
Осознание необходимых личностных качеств для выбора той или иной профессии;
Активизация знаний о профессиях.
План проведения занятия:
Организационный момент. Приветствие.
Упражнение «Знаток профессий».
Упражнение «Угадай профессию»
Упражнение «Изобрази профессию».
Упражнение «Самая – самая…»
Упражнение «Профессия на букву…»
Упражнение «Иностранное название».
Рефлексия.
Ход занятия: (участники садятся в круг)
Ведущий (педагог-психолог):
Добрый день, уважаемые девятиклассники! Вот и подошли к концу наши занятия по профориентации, в течение которых мы с вами постарались узнать себя, определить особенности вашего развития, ваших способностей, склонностей, интересов. А сегодня на итоговом занятии мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы окунуться во многообразие профессий, проанализировать их особенности, попробовать себя в качестве того или иного специалиста. Надеюсь на вашу активность и продуктивность занятия. Давайте начнем!...
Упражнение «Знаток профессий».
Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель.
Упражнение «Угадай профессию».
Вам предстоит назвать профессию, о которой говорится в задании. На обсуждение 30 секунд.
Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со стороны. Назовите мою профессию. (Дирижер).
К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессионально заболевание – гипотония, т.е. пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать свою личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник).
Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60-90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии. (Стеклодув).
Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не мене 6 ремесел, которыми он владел. (Петр 1 – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, маляр и т.д.)
Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, - оператор: оператор машинного доения и оператор ЭВМ).
Мы на закате с поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт)
Кем бы могли работать в наши дни:
Волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (пародистом)
Красная шапочка? (социальным работником)
Кот Матроскин из Простоквашино? (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
Упражнение «Изобрази профессию»
Каждому участнику предлагается пакет, в котором на бумажках написана какая-то профессия. Задача участника – изобразить невербально ту профессию, которая ему достанется. Он выходит в круг и показывает её мимикой, жестами, положением тела. Задача остальных участников – узнать и назвать профессию.
Профессии на карточках:
Адвокат
Военный
Программист
Официант
Переводчик
Политик
Журналист
Ди-джей
Телеведущий
Библиотекарь
Пожарный
Модель
Штукатур-маляр
Упражнение «Самая - самая…»
Сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.
Самая денежная профессия
Самая сладкая профессия
Самая зеленая
Самая ароматная
Самая кислая
Самая холодная
Самая слезливая
Самая опасная
Самая скрипучая
Самая молчаливая
Самая смешная
Самая мокрая и т.д.
Упражнение «Профессия на букву…»
Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача - назвать те профессии, которые начинаются на эту букву, т.е. показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.
Участники делятся на группы по 3-4 человека, каждой группе дается буква (П,М,С, Д…), время – 5 минут.
Упражнение «Иностранные названия»
В наше время появилось много названий профессий, пришедших к нам с запада. Давайте попытаемся вспомнить и назвать их, а также попробовать объяснить, что они обозначают. (риэлтор, менеджер, мерчендайзер, франчайзер, промоутер, супервайзеры, имиджмейкер, шоумен и т.д.)
Участники по кругу называют профессию, идет обсуждение.
Рефлексия.
Педагог-психолог: вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами вспомнили множество профессий, попытались посмотреть на них изнутри, проанализировать качества, необходимые для овладения профессией, посмотрели их характеристики. Я прошу вас высказать свое мнение относительно этого занятия: что вам понравилось, что не понравилось, какие упражнения заставили вас задуматься о выбранной профессии, что было самым трудным.
По кругу и по очереди каждый участник высказывает свое мнение.
Я благодарю вас за это занятие и до новых встреч!