Разработка представляет собой занятие для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы. Через различные виды деятельности ребенок погружается в свой внутренний мир, где происходит осмысление и принятие нового опыта – осознание значимости прикосновений в жизни человека.
Данная разработка будет интересна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема занятия: роль прикосновений в жизни человека
Возраст: старший дошкольный
Количество учащихся в группе: 8-10 человек
Продолжительность занятия: 45 минут
Форма проведения: коллективная
Место проведения: учебный кабинет
Тип занятия: комплексное
Методы: сказкотерапия, беседа, демонстрация, задание
Дидактическое обеспечение:
образцы мурашек и ласковушек+ материалы для их изготовления (цветной картон, цветная бумага, фломастеры, клей);
панно «Страна ласковушек»;
картинки со счастливыми людьми в городе;
сенсорные кочки;
ковер;
мягкий модуль;
веревка 2-3 м.;
стулья и столы по количеству детей;
музыкальный центр и инструментальная музыка.
Цель занятия: активизация эмоционального восприятия и творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста путём совместной деятельности психолога и педагога по художественному труду.
Задачи:
Образовательные:
помочь осознать важность прикосновений в жизни человека
учить детей способам выражения теплых чувств через прикосновения
помочь осознать важность сброса негативных эмоций социально приемлемым способом
учить работать по инструкции
Развивающие:
помочь в осознании детьми своих чувств
развивать эмпатию
развивать мелкую моторику
Воспитательные:
способствовать гармонизации отношений в семье.
Ход занятия.
Звучит легкая музыка, ребята заходят в кабинет и рассаживаются на стульчики, расставленные по кругу.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Недавно я перебирала старые книги и в одной из них нашла историю про страну Ласковушек, в которой все жители живут дружно и весело (демонстрация картинок). Там всегда царит добро, улыбки. И мне очень захотелось в этой стране побывать. А вы хотели бы побывать в этой стране? (ответы детей).
Педагог-психолог: Дорога предстоит долгая и трудная! Кто не боится трудностей и готов отправиться в дорогу? (ответы детей)
Ребята поднимаются со стульчиков, становятся в круг, педагог проводит небольшую разминку.
Педагог-психолог: В дорогу надо одеться удобно и комфортно. Одеваем кроссовочки (педагог показывает, дети повторяют) – правую ножку ставим на пяточку, левую ножку ставим на пяточку. Не забываем надеть- мальчики - кепочки, девочки –платочки. Отлично, можно отправляться в путь.
Звучит легкая музыка. Педагог вместе с детьми проходит по кабинету, преодолевая воображаемые препятствия – поваленное дерево (мягкий модуль), ручей (веревочка); выходят на «полянку».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите мы вышли на полянку. На полянке кочек много. Кочки разные -есть мягкие, приятные, а есть колючие, жесткие, шуршащие. От них даже мурашки бегут по телу.
Ребята вместе с педагогам садятся на ковер-поляну и тактильно знакомятся с кочками, трогают их, шуршат ими, наступают на них.
Педагог-психолог: У меня от некоторых кочек мурашки бегают по коже. Мурашки…. А у вас мурашки по телу от чего бегают? (Ответы детей). Верно, мурашки могут появиться, от неприятных прикосновений – колючего, шершавого, жесткого. А прикосновения бывают такими? (Ответы детей).
Педагог-психолог: Верно, если меня толкают, щипают, бьют, обзывают, смеются надо мной, мне становится неуютно, обидно. Это прикосновения злые, обидные. Мне не хочется, чтобы ко мне так прикасались. Но мне становится хорошо, уютно, когда мне улыбаются, меня гладят, нежат, говорят спокойным голосом. Тогда я чувствую себя в безопасности, я чувствую, что меня любят. Такие прикосновения называются ласковушками. Давайте попробуем определить, какие кочки дарят нам ласковушки, а от каких у нас могут появиться мурашки?
Дети вместе с педагогом выполняют задание.
Педагог-психолог: А где живут ласковушки и мурашки? Откуда они берутся? (ответы детей). Они живут в каждом из нас. Покажите, где у вас сидят мурашки, а ласковушки? (Ребята показывают, небольшое обсуждение). Верно, прикоснуться к другому мы можем ладошкой, взглядом, словом, улыбкой.
Педагог-психолог: Ребята, скажу вам по секрету, у меня тоже есть и мурашки и ласковушки. Но от мурашек мне хочется избавиться, а с ласковушками мне приятно быть вместе.
Педагог-психолог: А как же выглядят ласковушки и мурашки?
Появляется педагог по труду. В руках держит макеты ласковушки и мурашки. Садит мурашку на плечо педагогу-психологу и пугает его.
Педагог по труду: Ага, испугались?
Педагог-психолог: испуганно: Ой, кто это на мне! У меня от тебя мурашки по телу побежали! Снимите скорее ее с меня!
Педагог по труду показывает макеты мурашки и ласковушки, поясняя, как они выглядят.
Педагог по труду: Смотрите какая мурашка колючая, хмурая. Ладно, не буду вас пугать. Посмотрите, ведь у меня есть и ласковушка. Она – мягкая, красивая, улыбчивая. Давайте сделаем ласковушек и мурашек из бумаги и картона.
Ребята рассаживаются за столы. На столах разложены материалы для изготовления изделий.
Педагог по труду напоминает ребятам технику безопасности.
Педагог по труду: У нас на столе есть клей. Давайте посмотрим, какой он - липкий, с запахом, поэтому он упакован в специальный корпус, что бы мы и руки не пачкали и не пробовали его на язык, так как он вреден для здоровья, если попадёт внутрь. Поэтому предлагаю использовать его по назначению: мазать им необходимую поверхность и крепить её на место.
Выполнение практической работы по образцу:
Приклеить на шаблон носик из пуговицы нужного цвета;
Приклеить пуговки глаза;
Приклеить ротик;
Приклеить крылышки;
Оформить дополнительными деталями.
Игровые моменты:
Педагог по труду: У мурашки бровки - нахмуренные, покажите как вы хмурите бровки и посмотрите вокруг, на других ребят. Рисуем бровки хмурые. А у ласковушки бровки приподняты. Покажите, как вы улыбаетесь, посмотрите на соседей, бровки у вас тоже приподнимаются. Рисуем. Посмотрите, у мурашки крылышки и спинка с колючками, а у ласковушки волосики мягкие…Крылышки похожи на листик. Очень красиво…
По завершении работы проводится обсуждение образа (у кого интереснее и аккуратнее получилось), оценка выразительности игрушки, выбор лучших работ, обмен впечатлениями.
Затем педагог по труду обращает внимание детей на панно, на котором изображена «Страна Ласковушек». Ребята подходят к панно, педагог по руду рассказывает о том, как выглядит эта страна.
Педагог по труду: Ребята, посмотрите, мы с вами добрались до «Страны Ласковушек». Давайте посмотрим, что это за страна. Здесь живут девочки и мальчики со своими родителями. Светит солнце, по небу гуляют тучи. Есть болотце, полянка с цветами. А у нас в руках ласковушки и мурашки. А как вы думаете, у девочки, мальчика, мамы тоже они есть? (ответы детей). И они наверное, точно также как и мы думают, что с ними делать. Что оставить себе, а от чего избавиться. От чего хочется избавиться- от ласковушек или мурашек? (ответы детей).
Педагог по труду: Конечно от мурашек! Куда же деть мурашек- злых, колючих, обидных. А давайте их спрячем? За тучку, за кочку…. Нам без них намного легче. Пусть унесет их тучка далеко-далеко, пусть они утонут в болоте.
Ребята прячут своих мурашек.
Педагог по труду: А ласковушку отдадим болоту, а грозной тучке? (ответы детей). Нет, мы их подарим самым дорогим людям – мамам и папам.
В «Стране Ласковушек» мамы дарят ласковые прикосновения детям, дети дарят ласковушки родителям.
Педагоги развешивают ласковушек, заготовленных заранее, вокруг людей в форме сердца. Затем педагог по труду берет кисточку и делает контур в форме сердца.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (Ответы детей) Оказывается, ласковушки открывают сердце для добра, любви, теплоты и счастья.
Это большое доброе сердце мы оставим на нашей большой красивой картинке «Страна Ласковушек», а своих ласковушек вы забираете и дарите своим самым дорогим и любимым людям, открывая свои сердца. И поверьте, они также откроют свои сердца для вас.
Педагог-психолог: Ребята, мы с вами проделали большое путешествие, ища «страну Ласковушек», а оказывается, что эта страна вокруг нас и в каждом из нас. Дарите другим ласковушки, и не забывайте избавляться от мурашек!
На этом наше путешествие закончилось, спасибо за внимание. До свидания.
Дети, держа в руках сделанные ими ласковушки, уходят к родителям.