Цель:
Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.
Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.
Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.
Развивать разговорную речь, внимание, память.
Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др.), картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.
Воспитатель. Сегодня у нас интереснейшее занятие. Сегодня мы отправимся... К кому вы узнаете, отгадав загадку. Кто из сказочных героев лечил африканских зверей? (Айболит.)
– Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар.) Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? Наше занятие так и называется “На приёме у Айболита”
III. Ход занятия.
Воспитатель. Кто приходил к нему лечиться? Что случилось с больными? Кого лечил Айболит?
Конкурс “Кого лечил Айболит в Африке?”
(Выдаются карточки с изображением различных животных. Необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.)
Живут: шакал, слон, жираф, бегемот, обезьяна, страус, тигр, крокодил, зебра, черепаха, носорог, акула.
Не живут: волк, медведь, корова, лиса, заяц, рысь, кабан, бобёр, енот, белка, морж, тюлень.
Воспитатель. Где лечил доктор зверей? Чем лечил доктор Айболит?
– Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?
Дети: Нет. В лесу растут лекарственные растения.
Воспитатель. Какие вы знаете лекарственные растения?
– Послушайте стихотворение Лукши.
“Зелёная больница”.
Бедный ёж попал под дождь,
Простудился бедный ёж.
Умный дятел поспешил.
Трубкой выслушал ежа:
– У тебя я слышу хрипы...
Выпей-ка отвара липы.
Утка крякнула с порога:
– Простудилась я немного.
– Я минутку каждую кашляю и кашляю.
Дятел книгу полистал, дятел книгу прочитал,
Подчеркнул две строчки:
“Сосновые почки”.
– Не лекарство, просто чудо –
в миг пройдёт твоя простуда.
Воспитатель. Какими отварами можно лечиться от простуды? (Ответы детей.)
– С микробами помогают бороться растения.Что нужно сделать, если порезали палец? (Смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом.) А что делать, если вы порезались или укололись, гуляя в лесу или на лугу? Ответ вам даст стихотворение Лукши “Зелёная больница”.
“Зелёная больница”.
Под землёю роя ход,
Как-то лапу ранил крот.
Дятла просит: “Помоги!
Вдруг останусь без ноги”.
Лапу вылечить не сложно,
Вот совет от всей души:
К свежей ране осторожно
Подорожник приложи.
Воспитатель. Какое растение убьёт микробы и залечит рану?
Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И ещё много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. А сейчас попробуйте отгадать загадки об этих растениях.
Загадки.
1. Ах, не трогайте меня
Обожгу и без огня. (Крапива.)
Воспитатель. Чем полезна крапива?
Дети: В ней содержаться витамины, для лечения волос.
2. Белые платьица
Жёлтые брошки
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашка.)
Воспитатель. Когда можно использовать ромашку?
Дети: Можно использовать при простуде.
3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)
Дети: Подорожник прикладывают к ранам.
Воспитатель. А какие ещё вы знаете лекарственные травы?
Дети: Мать-и-мачеха – от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.
Воспитатель. Ребята, как и когда нужно собирать лекарственные травы.
Дети: В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары.
Конкурс “Вылечи животное”.
За правильный ответ на вопрос – шишка.
I. Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.
Летом рад я свежей
Ягоде медвежей.
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
Ярко-желтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать. (Мать-и-мачеха.)
II. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки.
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)
У волка болит живот.
Горькая травка – и животу поправка.
И сама душиста и метет все чисто. (Полынь.)
IV. С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?
Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши,
Человека – добрым чаем,
Пчел – нектаром от души. (Иван-чай.)
Травка та растет на склонах
И на холмах зеленых.
Запах крепок и душист.
А её зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, угадай? (Душица.)
Воспитатель. И вообще лес – это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.
Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница.
Воздух там – сплошной озон.
Все болезни лечит он.
Лес. как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарство, и таблетки.
Воспитатель. Вот какую пользу приносит лес. Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.
Физкультминутка. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.
"Восходит солнышко" – делаем круг руками.
"Падают капельки дождя" – постучать ладошкой или пальчиками об пол.
"Шум ветерка" – вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.
"Под порывами ветра качаются сосны" – покачивание руками над головой.
"Распустился цветок" – раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.
"Пролетает птица" – помахать руками.
"Дышим свежим воздухом" – глубоко вдохнуть.
Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!!!
Воспитатель. Ну, как вам, дети, понравилось в лесу на приёме у доктора Айболита?
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Дети:
Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли.
Там. где лес, всегда свежий воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?
Дети:
Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать.
Деревья не ломать.
Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.
Не разорять гнезда и муравейники.
Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем.
Не разжигать костры, беречь лес от огня.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу, и никогда не причиняйте вред природе.
(Дети читают стихи.)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь...
Все это – называется природа.
Давайте же её всегда беречь!
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой.
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, –
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
Шишки, орехи, желуди, корешки растений.
Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем относиться, как друзья!
IV. Итог.
Воспитатель. Что помогает бороться с болезнями и микробами в лесу, если нет ни таблеток, ни пилюль, ни бинта? С какими растениями-врачами мы сегодня познакомились?