Содержание образовательной деятельности
Организационный момент.
Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.
-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? ( Да)
- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)
-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)
- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!
Каждый день он роняет листок,
А как год пройдёт –
Последний лист отпадёт.
Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?
-Давайте, тогда немного вспомним.
2. Закрепление пройденного материала.
Цель: закрепить интерес к предыдущему занятию, к понятию «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность.
- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)
- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)
-Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил -это задание? (Заслушать ответы детей).
- Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать и следить за временем.
-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?
3.Изучение нового материала.
Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.
- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари).
- Верно, посмотрите, какие они разные. Рассматриваем. Пожалуйста, выберите, какой календарь вам больше нравится?
-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.
Беседа о календаре. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.
Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.
-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)
-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!
Итак, зачем нам нужен календарь?
С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.
Физкультминутка «Часики».
История появления календаря.
-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.
- Интересно?
Пальчиковая гимнастика «Солнышко, вёдрышко…»
4. Закрепление изученного материала.
Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей; закреплять устный счёт; побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ. средства.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал. У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.
_Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).
Дети отгадывают –календарь.
Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.
- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)
-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)
- Сколько дней до выходных?
- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)
- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!
Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки.
- Эти сюрпризы соответствуют времени года, выберите себе , какие вам больше нравятся. (Делимся на 4 группы)
- Вам понравился сюрприз Настеньки? (Да)
- А давайте мы тоже для неё нарисуем красивый календарь и отправим ей по почте! Займите свои места. И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.
5. Итог.
- Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у Настеньки будет свой календарь, который будет ей помогать планировать своё время.