Тема: «Вулканы»
Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей 6-7 лет.
Области интегрирования:
Познание:
Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.
Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Изучить строение вулкана.
Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
Социализация:
Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.
Формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Коммуникация:
Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия на основе общих интересов.
Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.
Труд:
Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.
Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.
Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.
Безопасность:
Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами, степлером и раствором уксусной кислоты
Предварительная работа:
- Знакомство с физической картой мира.
- Изготовление макета гор.
- Сбор коллекции камней.
- Рассматривание иллюстраций, картин, альбома: «Все о камнях Урала».
- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»
- Изготовление схем – алгоритмов
- Тонирование картона.
- Проведение серии опытов с целью знакомства со свойствами камня.
Материалы и оборудование:
картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;
толковый словарь Ожегова;
карта мира;
схема;
поддоны;
картон тонированный;
клей;
сода;
уксус;
сухая красная краска;
моющая жидкость;
листы бумаги;
цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
чайные ложки;
пипетка;
видеофильм;
салфетки;
степлеры
Участники: дети с 6 до 7 лет, воспитатель.
Место проведения: группа.
Продолжительность: 30 минут.
Методические рекомендации:
Воспитатель ничего не рассказывает детям. Он только задает вопросы, а дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.
Воспитатель не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.
На занятии дети самостоятельно проводят все эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.
Ход:
I. Организационный момент.
Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, воспитатель говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.
- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?
- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.
II. Основная часть занятия.
Воспитатель загадывает загадку:
«Я плююсь огнем и лавой,
Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
- Дети, а что такое вулкан? (Гора)
- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).
- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.
Воспитатель читает легенду о вулкане:
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?
Дети:
- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т.д.
Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.
После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов
Примерные варианты обобщений ответов детей:
Вулканы бывают:
1) Действующие - это которые извергают лаву.
2) Потухшие - не извергающие лаву.
3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать, как извергается вулкан. А что нам поможет? (Воспитатель помогает детям ответить: телевизор, интернет)
Педагог выставляет карточку с изображением телевизора и ноутбука.
- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Дети смотрят видеоролик «Извержение вулкана», педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т.д. После извержения, как после пожара.
Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».
- А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.
III. Экспериментальная деятельность:
- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.
Надо работать аккуратно, не торопиться!
Ничего не брать в рот!
Осторожно насыпать порошок!
Осторожно наливать воду!
Лавы не трогать!
Использовать салфетку!
- Занимаем рабочие места.
- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.
- Из чего же нам сделать лаву?
- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?
Дети сами готовят состав лавы по схеме, но уксус добавляет воспитатель.
Наблюдение "извержения" вулкана.
- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.
IV. Заключительная часть.
- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете об этом своим родным, знакомым, другим детям?
Я думаю, что у вас все получится. А для этого я дарю вам фотографии вулкана, схему опыта, состав для опыта, большую энциклопедию «Все о вулканах».