Программные задачи:
Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
Пособия: коробок со спичками, тематические картины.
Ход занятия.
- Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о чем мы будем говорить на занятии.
Чтобы не было огня,
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая …….. (спичка)
- Правильно. А кто из вас брал спички и пытался зажигать их?
- А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать... Не надо торопиться. Спичку надо держать так , чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она еще не погасла. А к чему это может привести? Послушайте ещё загадку:
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (пожар)
Пожар уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.
-От чего происходят пожары?
-От молнии, от искры, от не затушенной сигареты, от не затушенной спички.
-Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
- Здесь нарисован пожар. Горит дом.
-А как вы думаете, почему случился пожар.
-Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хоринская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:
Можем мы костер разжечь
Стружки нечего беречь
Поиграем, а потом
Все затушим и уйдем...
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой
Красной стружкой завилось,
Поскакало, понеслось.
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам,
По дровам огонь разнес...
Больше пламя, выше пламя!
"Ой, боюсь, сгорим мы сами...
И ребята со всех ног
Поскорее наутек...
-Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете?
Игра: «Вызови пожарных»
- Ребята, а сейчас мы с вами будем «вызывать» пожарных. Необходимо набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит. (Например: пожар по адресу: ул. Весенняя, дом 5, квартира 2, горит телевизор.)
- Посмотрите на этот плакат. Во что одеты пожарные? (Пожарные одеты в защитную одежду: на голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги.)
- Чем тушат пожар? (Пожарные машины заливают огонь водой, вода в цистернах, бочках, вода побеждает огонь)
- Ребята, а кто помог зверям потушить пожар в сказке К. Чуковского "Путаница"?
- Что сделала бабочка? (Море потушила);
- Мы будем бабочками. Повторяйте за мной:
Физкультминутка
Тут бабочка прилетела,
Крылышками помахала,
Стало море потухать-
И потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
-И пожар был бы затушен, не причинив, дому большого вреда.
- А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет девочка одна,
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом...
Командир схватил ребенка,
Пробирается ползком...
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня...
Обожжоный, ополёный
Вынес Тому из огня...
-Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего?
-Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мола,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя.