ЦЕЛЬ: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи : Расширить знания детей о роли огня в жизни человека, о причинах возникновения пожаров, о профессии пожарного. Познакомить с уголком противопожарной безопасности в детском саду и предметами пожаротушения, показать принцип действия пожарной сигнализации, дать представления о знаковой системе пожарной безопасности. Рассмотреть новые слова и понятия: огнетушитель, багор, лом, пожарная лестница, пожарная сигнализация, эвакуация и др. Воспитывать осторожность при обращении с огнём и применении бытовых приборов.
Ход занятия
1часть.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Кто это?»
Дети: Огонь!
Воспитатель: Верно, ребята. Огонь – давний друг человека. Во все времена люди стремились разумно использовать огонь. Он согревал первобытных людей, с его помощью люди научились готовить пищу на кострах, защищаться от нападения диких зверей. Без огня невозможна жизнь на земле.
Он всюду: и в домах, и в школах, на заводах, фабриках, в двигателях космических ракет. Чтобы изготовить разные нужные нам предметы, необходим металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, тепловозы, самолёты.
Олимпийские игры также не обходятся без огня. Огонь, зажженный от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут спортсмены в факельной эстафете к месту проведения Олимпийских игр.
Но, если неосторожно обращаться с огнём, он может принести много бед:
привести к гибели людей, животных, птиц, уничтожению домов и лесов.
Мы уже с вами играли в игру «Верно – неверно!» Давайте повторим некоторые правила по знакомым картинкам.
Дети по очереди выходят к доске и по картинкам рассказывают, как нельзя вести себя с огнём:
Не оставлять включёнными бытовые приборы.
Не баловаться со спичками.
Пользоваться пиротехникой только в присутствии взрослых.
Не толкать посторонние предметы в розетку и т.д.
Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара?
Правильно, это хорошо нам всем знакомый номер «01»
А теперь попробуйте угадать окончание строк в стишке «Причины пожаров»:
Раз, два, три, четыре
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые (предметы)?
Дым увидел – не зевай
И пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин
Этот номер - (01).
А сейчас мы с вами будем вызывать пожарных. Как это нужно сделать?
Дети: Нужно набрать «01» и сообщить свой адрес и что горит.
Например: «Пожар по улице Мехколонна 83, дом 3, детский сад № 46 «Жарок»
Воспитатель демонстрирует на экране презентацию о труде пожарных, дети рассматривают, слайды.
Воспитатель: Вот и прибыла пожарная команда. Пожарные одеты в защитную одежду: куртка и брюки сшиты из прочного брезента, на голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги.
Тушат пожар пожарные машины. Заливают огонь водой, который льётся из брансбойтов- это такие пожарные шланги. Если пожар в высотном доме, то пользуются пожарной лестницей. Эта профессия трудная, опасная, но почётная, потому что пожарные спасают людей от огня. Какие вы должны, дети, вырабатывать качества характера, чтобы стать пожарным?
Дети: Смелость, решительность, ловкость, выносливость.
Воспитатель: Пожарные следят, чтобы все здания, детские сады, школы, магазины были защищены от пожара. Давайте поиграем в игру про пожарных, в нашей группе найдутся костюмы пожарных, их инструменты, а в уголке мальчишек есть пожарная машина.
Воспитатель организует с детьми сюжетно-ролевую игру «Мы – пожарные!»
2 часть. Во вторую половину дня.
Воспитатель: Ребята, чтобы правильно вести себя при возникновении пожара, нужно знать правила. Для этого создаются уголки противопожарной безопасности. Такой уголок есть в вашем детском саду. Я приглашаю вас на экскурсию к пожарному уголку и обещаю вам показать еще много интересного по пожарной безопасности.
Дети проходят по коридору детского сада к уголку пожарной безопасности.
Воспитатель показывает и рассказывает, что должно находиться в уголке.
В ящике находиться песок, потому что пожар можно тушить не только водой, но и песком. Есть лопаты, багры, топор, чтобы разбирать горящие строения. Есть огнетушитель. Воспитатель вместе с детьми рассматривает его и показывает, как им нужно пользоваться.
Воспитатель: Дети, для чего нужна пожарная сигнализация?
Дети: Чтобы все узнали, что в здании пожар и нужно срочно эвакуироваться.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы верно догадались. А вы знаете, как выглядит пожарная сигнализация. Вы наверняка замечали по всему зданию на потолке такие полукруглые штучки, на которых мигают лампочка, это датчики. Они реагируют на температуру и дым. Сигнал от них идет вот на этот пульт, загоревшаяся лампочка укажет, где непорядок, автомат предупредит, громким голосом, так что слышно во всех группах, что в здании пожар и надо эвакуироваться. (Детям демонстрируется работа пожарной кнопки и эвакуационного пульта) Ребята, как вы думаете, для чего это нужно. Дети рассказывают, что объявление пожарной тревоги позволяет воспитателям быстро одеть детей и вывести их из здания, вспоминают, что они уже участвовали в учебной пожарной тревоге.
Ребята, а вы обращали когда-нибудь внимание на вот такие значки на стенах нашего детского сада? Как вы думаете, что они означают? Воспитатель показывает детям, что знаки на стенах указывают, где расположены ближайшие огнетушители и пожарные краны. Объясняет, для чего они нужны и как работают. После этого дети возвращаются в группу, отмечая знаки на стенах по пути следования.
Воспитатель: Я бы хотела закончить нашу экскурсию умными пословицами:
От маленькой искры большой пожар бывает.
Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Огонь не вода - охватит, не выплывешь
По окончании занятия дети и воспитатель беседуют, выясняя, почему нельзя шутить с вызовом пожарных, срывать знаки на стенах, портить пожарные краны и оборудование.