Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на наглядный материал (по следам демонстрируемого действия с предметными картинками)
Задачи: продолжать учить точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, формировать действия целенаправленного восприятия текста, вызвать стремление быть хорошим другом, дорожить дружбой.
Оборудование: предметные картинки: больной мальчик в постели, окно с кусочком неба, красный шар, мальчик, девочка, дети; фломастер, картинки (красный шар, красные шары, красное яблоко, красная машинка)
«Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит он в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Кож, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа? Только небо.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх - вниз! Что такое?
Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша за веревочку дёргает. А рядом Катя стоит и смеётся. И все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
Ход занятия
1. Вводная беседа.
Выставляется картинка «Больной мальчик».
- Кто это? Что с ним случилось? Как вы думаете, какое настроение у него? Почему? Почему сейчас к нему нельзя прийти в гости?
Словарная работа: «можно заразиться» (тоже заболеть).
Сообщение темы. Послушайте про него рассказ и скажите, в каком предложении этого рассказа говорится о самом главном?
Первое чтение рассказа.
В каком предложении говорится о самом главном?
Как друзья помогли Коле?
Как называется рассказ?
А как по-другому можно его назвать? («Хорошие друзья»).
4. Разбор содержания с иллюстрированием в динамике. Добиваться полных
ответов на вопросы.
картинка «Мальчик в постели»
Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели?)
Почему к нему никто не идет в гости?
Что делает Коля, лежа в постели?
Картинка «Окно с кусочком неба»
На каком этаже живет Коля?
Что было видно Коле в окно?
Что он вдруг увидел?
Картинка «Шарик»
Какой был шарик?
Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся? Объяснить слово «пригляделся». Как сказать по-другому? («посмотрел внимательнее»)
Фломастером на шарике рисуется рожица
О чем догадался Коля?
Как себя он почувствовал?
Как об этом сказано в рассказе?
Что он себе представлял, лежа в постели?
5. Лексический разбор
Как сначала чувствовал себя больной мальчик?
Почему Коле стало хорошо?
Что было самое главное для Коли?
Что значит хороший друг? Какой он?
А) подбор определений):
Будем подбирать хорошие слова про друзей. Хлопните в ладоши:
Добрый, внимательный, злой, заботливый, жадный, честный, веселый, капризный, воспитанный, умный, драчливый, аккуратный, ленивый, скромный, вежливый, спокойный.
Игра «Комплимент» (проводится воспитателем в свободное время): дети встают в два круга, движутся по кругу, каждый раз, встречаясь, пары говорят друг другу «комплимент» («Вика, ты аккуратная» - «Саша, какой ты веселый» и т.д.).
Б) Упражнение в согласовании существительного с прилагательным в роде Когда детям можно будет навестить Колю, они принесут ему гостинцы. Что?
(картинки)
Шарик какой? - красный
А шарики какие? - красные
машинка какая? - красная
яблоко какое? - красное
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, (для слабой подгруппы с демонстрацией действия при помощи картинок и фломастера).
Пересказ рассказа детьми.
I вариант. Логопед демонстрирует - ребенок показывает.
II вариант. Один ребенок рассказывает - другой демонстрирует.
III вариант. Сильный ребенок пересказывает без опоры.
8. Творческие задания для сильных детей.
А) Нарисуйте словами картинки к рассказу, (подсказывающие вопросы: какой шарик? Какая рожица?...) Б) Рассказать рассказ от первого лица («Я заболел...»)
9. Анализ детских рассказов.
Логопед отмечает, что один ребенок рассказывал подробно и интересно, ничего не забыл, другой - использовал интересные слова, которых не было в рассказе других детей («задергался», «представлял себе», «заразиться» и
ДР-)-
- Чему мы учились на занятии? (пересказывать рассказ).
II вариант пересказа для детей 2-3-го уровня развития речи
Текст рассказа (адаптированный)
Коля заболел. В постели лежит. Лежит Коля и смотрит в окно. Вдруг Коля видит в окне красный шарик. А на шарике веселая рожица. Это Миша придумал. Стоит Миша и шарик за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. Стало Коле хорошо. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.
Цель: обучение элементам пересказа, активизация глагольной лексики, закрепить правильное употребление падежных окончаний существительных (вин. пад.), развитие фразовой речи.
Чтение рассказа с иллюстрированием в динамике.
Вопросы по содержанию текста:
Где лежит Коля?
Почему Коля лежит в постели?
Куда смотрит Коля?
Что вдруг увидел он в окне?
Какой шарик?
Что нарисовано на шарике?
Кто дергает шарик за веревочку?
Кто стоит рядом с Мишей?
Что делает Катя?
Как почувствовал себя Коля? Почему?
3. Упражнение.
Что (кого) принесут дети Коле, когда придут в гости? (предметные картинки)
- машинку, конфету, книгу, щенка, котенка, игру...
Повторное чтение рассказа. Подсказать слова (подчеркнутые) и по картинкам.
Рассказать текст своими словами с наглядной опорой (логопед демонстрирует действия или ребенок)