Задачи:
Формировать представления об основных функциях государственной символики страны.
Закрепить знания детей о государственной символике России (флаг, герб, гимн), познакомить с символическим знанием цветов герба и флага.
Развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края.
Расширить представления детей об исторических достопримечательностях Самары, Москвы.
Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
Воспитывать интерес к своей стране, чувство гордости.
Оборудование:
Флаги РФ; изображение гербов Камышлы, России; указка; монеты; документы, где есть изображение гербов РФ; аудиозапись государственного гимна России; аудиозапись народных татарских и русских мелодий; макет автобуса; картина с изображением Красной Площади; полоски цветной бумаги для игры «Составь правильно флаг».
Ведущий: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по уголкам нашей Родины. Постарайтесь ответить на вопрос:
Что такое Родина, родной край? За что вы её любите? (Ответы детей)
Родина – это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живёте. Это детский сад, куда вы ходите, воспитатели, которые окружают вас.
(Дети показывают рисунки о родном крае, о природе, нарисованные совместно со своими родителями).
1 реб: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
(Исполнение «Песни о Родине» муз. В. Елинека, сл. Е. Карасёвой).
Ведущий: Ребята, а как называется наше село? (Старое Ермаково)
Послушайте об историческом прошлом нашего села.
Село Ермаково было основано на берегу реки Сок в 1737 году.
В 1730 царское правительство назначает старшиной Ярмухаммада и направляет в Байтуганскую волость для наведения порядка в наших краях, где проживали оброчные крестьяне. Он основал поселение на берегу р. Сок, где в настоящее время расположилось с. Старое Ермаково.
Место было выбрано им не случайно. Красивейшая низменность, с трех сторон омываемая рекой Сок и охраняемая от холодных северных и западных ветров высокими холмами и лесами.
Первыми переселенцами были казанские татары, арабы, башкиры, поляки, чуваши, в последствии все принявшие ислам.
Переселенцы занимались земледелием и скотоводством.
В настоящее время наше село преобразилось, стало краше и богаче.
(Воспитатель показывает альбом «Наше село в прошлом» и фотографии села в настоящее время).
А как называется наш район? (Камышлинский) А село наше - Старое Ермаково. Ермаковцы– умелый, трудолюбивый народ. Они достойны хорошей жизни.
Звучит весёлая русская народная мелодия. Детей встречает экскурсовод в русском костюме с хлебом – солью)
Экскурсовод: Добрый день, дорогие дети! Я рада приветствовать вас в столице России городе Москве.
4 реб: Я люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя, Москва!
Всеми ты, Москва, любима,
Всеми ты нам, Москва, нужна.
Экскурсовод: Я хочу рассказать вам о Красной площади. Здесь находится Кремль, на котором расположены куранты, по которым сверяет время вся страна, Храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому. Оказывается, Красную площадь сначала называли Торг, так как там велась торговля. В настоящее время на Красной площади проходят военные парады, демонстрации. За стенами кремля находится дом правительства, на крыше которого гордо развевается флаг России.
(Экскурсовод показывает детям флаг РФ)
Флаг России состоит из трёх полос одинаковой ширины. Что означает цвета на флаге?
Ведущий: Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
Экскурсовод: В России эти цвета почитались издавна и имела свои символические знания: белый – благородность, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
А где мы ещё может встретить флаг России?
(На кораблях, в руках спортсменов, солдат)
Ведущий: Давайте, ребята, поиграем в игру «Составь правильно флаг».
(В игре участвуют двое детей. Выложить из полосок цветной бумаги флаг РФ. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.)
Экскурсовод: Кроме флага у России и свой герб. (Дети рассматривают герб РФ)
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Экскурсовод: Герб России представляет собой тёмно- красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могущего Российского государства.
Правой лапой сжимает скипетр, в левой лапе - держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России и независимость от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змею. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея – дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость.
Где можно увидеть изображение герба России?
( На документах и монетах, дети рассматривают их)
Ведущий: Ребята, сейчас мы немного отвлечемся и вспомним, как играли наши бабушки и дедушки, и поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота»
(6 игроков образуют пары, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные участники держатся за руки, составляя цепочку. Игроки – «Ворота» говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними.
Тра – та – та, тра – та – та, отворяем ворота,
Золотые ворота. Поспешите все сюда.
Пропускаем вас. Пропускаем раз, пропускаем два,
А на третий раз не пропустим вас.
Игроки опускают руки вниз, ворота захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока не будет пойман последний игрок).
Экскурсовод: У каждого государства есть свой гимн. Он исполняется в особо торжественных случаях. У Российского государства тоже есть свой гимн. Послушайте его!
(Дети прослушивают аудиозапись Гимна РФ и подпевают)
Ведущий: Наше путешествие заканчивается , мы благодарим нашего экскурсовода за интересную экскурсию и возвращаемся в наш любимый детский сад.
На нашей планете много разных государств. Каждый человек является гражданином той или иной страны, гордится своей Родиной, любит ее.
И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами.
Но самая главная задача всех людей на земле – помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется – планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов.
(Исполнение песни «Настоящий друг» Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)