Ход занятия
1. Организационный момент.
Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года» (звучит фрагмент)
2. Вступительная беседа.
Учитель: Дорогие друзья! Я рада всех вас видеть на занятии в этот прекрасный весенний день.
Сообщение темы:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(И.Никитин «Весна»)
Учитель: О чем это стихотворение? (О весне)
Учитель: А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года».(звучит фрагмент)
Учитель: К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему?
Дети: Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая…немного весёлая.
Учитель: Правильно. Произведение это называется «Весна» из концерта А.Вивальди «Времена года». Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки.
Скажите, пожалуйста, прочитав это стихотворение, прослушав музыку Вивальди, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Мы будем говорить о весне.
Учитель: Хорошо. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем?
Стихотворение, картина, песней
Учитель: Значит тема нашего занятия какова?
Музыка весны.
Учитель: Очень хорошо. Мы сегодня будем слушать музыку о весне, петь песни о весне.
Вам нравится это время года?
Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
Солнце светит ярче, и улыбок на лице прохожих становится больше. Просыпается природа, птички прилетают с юга…
3. Изучение новой темы.
Учитель: А сейчас послушаем музыку, и вы мне скажете, что рисует прослушанное музыкальное произведение.
Слушаем «Утро» Э. Грига.
Учитель: Как звучит это музыкальное произведение. Начинается как?
Музыка начинается тихо, едва слышно, медленно, потихоньку звук прибавляется.
Учитель: Когда происходит такое явление : было тихо-тихо, затем тихонечко начинается мир наполняться звуками, все громче, громче становятся звуки. Когда такое происходит в какое время суток?
Такое явление происходит утром.
Учитель: Давайте нарисуем картину утра словами. Что происходит с природой утром.
Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, птицы начинают петь, цветы просыпаются, все растения тянутся к солнцу.
Учитель: Совершенно верно, мы увидели это в музыке Эдварда Грига?
Дети: Да.
Учитель: Называется произведение «Утро».
А вы знаете, что люди часто называют весну УТРО ГОДА. Как вы думаете почему?
Дети: Природа оживляется после долгой зимней спячки. Просыпается.
Учитель: Правильно, молодцы!
Послушаем еще одно музыкальное произведение. Это произведение тоже о весне. Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно слушать музыку с закрытыми глазами.
4. Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник. Апрель»
Учитель: Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?
(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники) Подснежники
Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники – символ начала пробуждения и расцвета природы.
А почему он так называется?
Сказка о храбром цветке:
Жили-были Снегурочка и Весна-красна. Обе пригожие, обе добрые, милы людям. Только наряжаются разно. Одна в снежинки, а другая в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные. И раз в году сходятся на короткий час. Снегурочка разгребает лунки в снегу. Весна-красна сажает туда росточки. И тогда на белом полотне появляются подснежники.
Учитель: И этому прекрасному цветку Чайковский посвятил свое произведение.
А сейчас, я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.
5. Физминутка
Лес большой был, полон звуков
Кто-то выл, а кто мяукал
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто-то крыльями захлопал
Кто пищал, а кто молчал
Ну а кто-то весенний аромат цветов вдыхал
6. Работа над песней «Солнечный луч» В.Гончикова.
Учитель: Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим.
Мы прослушали произведения итальянского композитора А.Вивальди, норвежского композитора Э.Грига, русского композитора П.И.Чайковского. Но у нас ведь есть еще наши национальные композиторы: бурятские, эвенкийские. Ребята, скажите, а какие песни, которые мы с вами разучивали, по тематике, по характеру, подойдут теме нашего занятия?
«Солнечный луч».
Почему вы думаете, что эта песня подходит теме занятия?
А кто написал музыку и слова к этой песне?
Виктор Гончиков. Слова написал Николай Оёгир
7. Иллюстрирование своих эмоций, чувств.
Учитель: Мы увидели, что, скажем, выразить весну можно словами, звуками, т.е. музыкой, да. А как еще можно выразить весну?
Правильно. Можно выразить красками. И поэтому я предлагаю вам выразить свои чувства, эмоции от услышанной музыки на листке в виде какого-нибудь рисунка красками.
Г.Свиридов «Весна».
8. Подведение итогов занятия.
Учитель: О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе)
Какие звуки весны вы сегодня услышали? (шум ручьев, капели, как просыпаются цветы)
Занятие наше подходит к концу. Понравилось вам занятие? А сейчас покажите нам свое отношение к занятию: если понравилось занятие, рисуете улыбающийся смайлик, если же вам было грустно и тоскливо на занятии, ставите второй смайлик, ну а если же вы чуть было не уснули на занятии, то конечно же ставите спящий смайлик.
Слушайте и смотрите весну!
Домашнее задание. Найти стихотворение соответствующее вашему рисунку.