Ход НОД
1Вводная часть (3мин.)
1ч. (1 мин.)
Цель: знакомство с новыми словами «колебание», «вибрация»
Муз.рук.: Добрый день, дорогие дети! А вы знаете, что все звуки происходят от колебаний – быстрого – быстрого дрожания воздуха, то есть вибрация. Давайте, все вместе скажем эти новые слова «ко-ле-ба-ние» и «ви-бра-ция». Способов заставить колебаться воздух не так уж много. Потому – то все музыкальные инструменты делятся всего на несколько видов. В одни инструменты бьют или их трясут. В другие дуют. А третьи щиплют за струны или водят по ним смычком. В четвертые что делают? (муз.рук. подводит к ответу - «нажимают на клавиши», путем мимического показа)
2ч. (2мин.)
Цель: Закрепление пройденных тем.
Муз.рук.: Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты мы знаем.
Дети называют по картинкам знакомые инструменты: бубен, барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган. Наши национальные инструменты: хомус, купсуур, дьа5а, сиксик, хабыр5ас.
Если дети затрудняются назвать, муз.рук. помогает.
2 Основная часть
1ч. (5мин.) Проведение опыта
Цель: С помощью исследования показать детям механизм извлечения звука из муз. инструментов
Муз.рук.: Дрожание воздуха называют колебаниями, или вибрацией. Сейчас мы узнаем, как различные инструменты порождают вибрацию воздуха.
Перед вами лежат расчески, оберните ее пергаментной бумагой, прижмите ее ко рту и попробуйте пропеть звуки. Чувствуете, как бумага колеблется и щекочет губы? Так играет варган – хомус.
А теперь берем мисочки и ложки. Кончики пальцев приложите к мисочке, чувствуете вибрацию? Так играет треугольник.
А теперь натянем резинки на пальчики и легонько подергаем за него. Делаем мы это осторожно, чтобы резинка не соскользнула с пальцев и не поранила вас. Внимательно посмотрите на резинку, оберегая глаза. Видите, как резинка колеблется. Если дернуть посильней, только осторожно, вибрация усиливается, а звук становится громче. Так играет гитара.
Приложите пальцы к горлу, чувствуете вибрацию? Оказывается, когда мы говорим или поем у нас тоже происходит… (дети должны сами сделать вывод).
2ч. (7мин.) ИКТ. Проводится музыкально – дидактическая игра «Назови лишний инструмент».
Цель: С помощью игры развивать внимание и логику детей, закрепить названия инструментов.
Муз.рук.: Дети, мы все уже знаем названия многих музыкальных инструментов, знаем родство муз. инструментов. Посмотрите внимательно на экран и назовите один лишний инструмент.
Предполагаемый ответ: Барабан и колокольчик
Муз.рук.: Почему?
Предполагаемый ответ: Потому, что барабан не относится к клавишным, а колокольчик не является духовым.
Муз.рук.: Посмотрите на второй слайд и назовите лишний инструмент
Предполагаемый ответ: Гармошка и фортепиано(при правильном ответе муз. Рук хвалит детей)
Муз.рук.: Молодцы! А теперь подумаем почему?
Предполагаемый ответ: Гармошка не относится к струнным, а фортепиано является клавишным инструментом.
Муз.рук.: Молодцы! Посмотрите внимательно и подумайте, почему труба лишняя, а фортепиано не лишнее?
Предполагаемый ответ: У фортепиано тоже имеются струны, а труба духовой инструмент. (Если дети затрудняются с ответом, то муз.рук. постепенно подводит к правильному ответу: У трубы нет струн, а у фортепиано, давайте вспомним, что находится внутри этого инструмента? Правильно - имеются струны по, которым стучат молоточки).
Муз.рук.: Теперь очень внимательно посмотрите и подумайте почему один из этих инструментов лишний. (Если дети затрудняются, то обращаю их внимание на размеры и габариты)
Предполагаемый ответ: Скрипку держат в руке, а все остальные инструменты стоят на полу.
3ч. (1 мин.) Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики в сочетании с музыкой; будить воображение детей.
Муз.рук.: Дети, чем и как играют на скрипке? Давайте покажем пальчиками, как это делается. Активно двигаем пальчиками левой руки и водим правой рукой, как бы смычком по струнам. А теперь покажем, как играют на фортепиано. (Звучит в записи Вальс №7 Ф. Шопена)
(1мин.) Дыхательное упражнение
Цель: будить воображение детей, активизировать дыхательный аппарат, работа над дыханием, артикуляцией.
Муз.рук.: Дети, покажите – ка мне как дуют в трубу. Что мы должны сделать, чтобы наше дыхание не прерывалось как можно дольше?
Предполагаемый ответ: Нужно набрать носом, как можно больше воздуха в легкие и выпускать его медленно, по мере выдыхания.
(1мин.) Распевка
Муз.рук.: В трубу подули, а теперь тихо – тихо продудим в трубу. Затем, постепенно увеличивая звук. Дети, что происходит, когда мы своим голосом изображаем трубу? Приложите пальцы к горлу и скажите, что вы чувствуете?
Предполагаемый ответ: Колебание
Муз.рук.: Правильно, колебание или по другому вибрацию. Звук появляется, когда наши связки вибрируют. Или звук появляется когда воздух колеблется.
(6мин.) Пение
Цель: Развивать правильное интонирование, учить правильному овладению певческими навыками. Учить эмоциональному отклику.
Муз.рук.: Первый снег, первый снег!
Дети радости полны.
Поскорее саночки бери!
И на улицу беги!
Какую песню Вам напомнили эти строчки?
Предполагаемый ответ: «Радость детства»
Муз.рук.: Верно! Давайте вспомним, кто написал эту чудесную песенку
Предполагаемый ответ: Светлана Макарова
Муз.рук.: Как мы должны петь эту песенку? Какой у нее характер?
Предполагаемый ответ: Легко и весело!
Муз.рук.: Верно, при этом мы должны прикрывать звуки «а» и «э», чтобы наша песенка звучала красиво. На третей и четвертой строчке не выкрикивать концы. И самое главное…?
Предполагаемый ответ: Брать дыхание носом и задержать его у нас в животе. Как только, зазвучит музыка, мы должны начать двигаться под музыку.
3 Рефлексия.(1 мин.)
Муз.рук.: Дети, какие новые слова мы сегодня узнали?
Предполагаемый ответ: Вибрация и колебание.
Муз.рук.: Как происходит звук, за счет чего?
Предполагаемый ответ: звук происходит, когда воздух колеблется.
Муз.рук.: Что происходит, когда мы ударяем палочкой по барабану или дергаем за струну? (Если дети затрудняются) Что происходит, когда мы ударяем ложечкой по мисочке?
Предполагаемый ответ: Вибрация (при правильном ответе – молодцы! Как хорошо Вы поняли наш маиериал!)
Муз.рук.: Значит когда ударяем по барабану или дергаем за струну происходит…?
Предполагаемый ответ: Вибрация
Анализ: Новые слова усвоили более – менее легко. Закрепление названий прошло положительно, дети отвечали активно с энтузиазмом.
Компьютерная игра детям очень понравилась . Очень быстро нашли лишние инструменты и что странно, совсем не затруднились с четвертым слайдом. С моторикой и дых. упражнениями дети справились очень хорошо. Во время распевки с запинкой вспомнили новое слово «колебание», но во время рефлексии новые термины вспомнили уже легко. Пели легко и с удовольствием. Были маленькие сложности с дыханием, требуется продолжение работы с автоматизацией брюшного дыхания.