Тема: «Музыка ВЕСНЫ».
Дидактическая цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей; создать условия для открытия детьми новых знаний.
Тип занятия: интегрированное.
Вид занятия: исследовательское.
Задачи:
Развивающие:
Развивать интерес к музыкальным инструментам;
Развивать способность к образным и свободным импровизациям, тембровый слух, воображение;
Развивать умение создавать шумовые композиции;
Помочь детям ощутить радость творчества.
Образовательные:
Привлечь внимание детей к особой красоте звучания весенней природы; расширять представления о весне и её признаках;
совершенствовать вокальные, игровые и танцевальные навыки;
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность;
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Методы: проблемный, словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации: групповая, коллективная.
Форма проведения: игра-путешествие.
Форма общения: диалогическая.
Средства обучения:
2 белых покрывала;
Цветы 2 цветов: желтые и синие;
Мешочки с крахмалом на каждого ребёнка;
2 металлофона;
пустые сосуды;
«снежки» из крахмала;
деревянные, металлические, стеклянные палочки;
4 деревянные ложки;
Запись звучания весенней природы.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал с воспитателем, останавливаются в центре зала в круг.
Приветствие
М.р.: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
М.р.: Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами? Давайте сейчас попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрещивает кисти рук, расставив пальцы), с «небом голубым» (поднимает руки вверх), с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками), с маленьким дубком» (соединяет запястья рук, разведя кисти рук в стороны), с «утром» (мягкий жест правой руки вправо), с «днём» (такой же жест левой рукой влево), и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изображает двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне обязательно помогайте.
Здравствуй
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро! Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
(Дети садятся на стульчики).
М.р.: Ребята, скажите мне, где можно услышать музыку (в мультфильмах, в кино, на улице, в песнях, танцах и т.д.)? Правильно. А как вы думаете, в природе музыка живёт? (Ответы детей). Живёт, только прислушаться надо. Сейчас я загадаю вам загадку. Дети, скажите, когда это бывает?
Голубые, синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава.
Дети: Весной.
М.р.: Ребята, я предлагаю вам познакомиться с музыкой весны. От весеннего тепла, вся природа ожила. И где растаял снег, появились первые проталинки, похожие на разноцветную мозаику. И в каждой проталинке спряталась музыка весны.
Дети подходят к голубой проталинке.
М.р.: На голубой проталинке музыка живёт.
Кто её узнает и быстро назовёт? (Звучит звуковой эффект «Капель». Дети отгадывают.)
Танец «Танец с зонтиками» под музыку С. Соснина «Солнечная капель» исполняют девочки.
М.р.: К синей проталинке теперь мы подойдём,
И какая музыка там назовём (Звучит звуковой эффект «Журчания ручья»).
М.р.: На зелёной проталинке дерево стоит.
И на нём телеграмма для ребят висит. О наступлении весны нам прислали телеграмму. Отгадайте кто? (Звучит звуковой эффект «Дятел».)
Игра «Займи домик»
Дети подходят к белой проталинке. М.р. обращает внимание детей, что здесь лежит снег, и предлагает с помощью инструментов разыграть сказку «Теремок-холодок».
Посмотрите, ребята, а здесь избушка стоит, вся снегом занесена. Сюда Весна ещё не добралась. И сугробы какие около избушки. Давайте посмотрим, что там под снегом? (Дети подходят к 2 столам, снимают покрывала. На каждом столе находится одинаковый набор инструментов: металлофон, пустая пластиковая бутылка, снежки с крахмалом, барабан, деревянные ложки и т.д. ) А в домике в этом, ребята, живут: Снеговик-Шаровик, Вьюга-Бурановна и Старик Ледовик, Солнышко Красное. Ребята, я предлагаю вам подойти к инструментам, поиграть, постучать, и догадаться, каким голосом разговаривает каждый из жителей этого домика (дети исследуют инструменты, педагог ненавязчиво помогает). Ну, чьи голоса вы услышали? ( Если дети не догадались о извлечении звука, педагог помогает).
М.р. предлагает с помощью инструментов разыграть сказку «Теремок-холодок».
Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Катится мимо Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом). Прокатился Снеговик-Шаровик вокруг терема и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
Никто не ответил Снеговику-Шаровику. Закатился он в теремок (мешочки с крахмалом). И стал жить-поживать. Идёт мимо Старик-Ледовик (удары по стеклянным сосудам). Идёт, сосульками звеня. Увидел теремок-холодок и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом). А ты кто?
А я, Старик-Ледовик (стеклянные сосуды).
- Иди ко мне жить!
Стали они жить вдвоем. Летит мимо Вьюга-Бурановна (дуют в пустой сосуд). Белым снегом метёт, стонет, свистит. Увидела теремок-холодок и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок… Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).
- Я, Старик-Ледовик (металлофон). А ты кто?
-А я – Вьюга-Бурановна (дуют в пустой сосуд).
- Иди к нам жить!
Стали они жить втроём!
Песня «Зимняя песенка» М.Красева
Наступило утро, выглянуло Солнышко Красное (глиссандо на металлофоне). Увидела теремок-холодок и говорит:
- Стоит в поле теремок-холодок. Он не низок, не высок, не высок…Кто, кто в теремке? Кто, кто в холодке?
- Я, Снеговик-Шаровик (мешочки с крахмалом).
- Я, Старик-Ледовик (металлофон).
- Я, Вьюга-Бурановна (пустой сосуд). А ты кто?
- А я Солнышко Красное (глиссандо)!
- Иди к нам жить!
Заглянуло солнышко в теремок-холодок, засветило, засияло (глиссандо). Послышалось птичье пение. Хорошо, тепло стало. А теремок – кап, кап (металлофон).
С крыши – кап, с крыши – кап…
Стал морозец очень слаб,
А снега осели…
Солнце в тереме живёт,
Солнце в тереме плывёт, как на карусели!
(Звучит звуковой эффект «Пробуждения весны»).
Весна: Что за шум? Что за веселье? Здравствуйте, ребята! Вот я к вам и добралась. Вы уже слышали обо мне и о моих звуках? Какие звуки, назовите. На память о вашем путешествии, я подарю вам подарки. Если у вас хорошее настроение от путешествия – возьмите жёлтый цветок, а если вам было скучно, неинтересно – возьмите синий.
Рефлексия
М.р.: Я вижу, вы выбрали желтые… А что самым интересным для тебя показалось? Скажите, что нового вы сегодня узнали? А что показалось вам трудным? О какой музыке мы с вами говорили сегодня? Что вы можете сказать о звуках весны?
Прощание
Весна: Есть у меня для вас, милые детишки игры да забавы. Сейчас мы оденемся потеплее и пойдём на нашу площадку – будем веселиться, да в игры играть!
Дети и Весна выходят из зала.