Программные задачи:
Развитие слухового внимания.
Развитие пространственной ориентации движений, общей и тонкой моторики.
Расширение и активизация словаря по лексической теме.
Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движением.
Развитие певческих навыков, чувства ритма.
Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
Развитие мимики и пантомимики.
Материал для занятия: магнитофон, аудиозаписи, мультимедийный проектор, презентация «Весна».
Ход занятия.
1.Вводная ходьба. Приветствие.
Логопед: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня отправиться в весенний лес. А чтобы быстрее попасть туда, давайте поедем на поезде.
2.Упражнение на развитие слухового внимания, пространственной ориентации.
Дети становятся в одну колонну и кладут руки на плечи впереди стоящим.
Первый – паровоз, остальные вагоны.
По сигналу логопеда поезд начинает двигаться по кругу. Первый ребенок – паровоз, делая круговые движения руками, подражает вращению колес.
Под счет или хлопки логопеда поезд движется то быстрее, то медленнее; по сигналу останавливается, одновременно дети произносят «ч-ч-ч…»
3.Логопед: Вот мы и на месте.
Ребята, посмотрите вокруг, как изменилось все весной. Назовите приметы весны.
(На экране мультимедийной установки изображаются приметы весны).
Дети:
Выглянуло яркое, лучистое солнце.
По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.
Вернулись перелетные, шумливые птицы.
Тает зимний, темный снег.
Бегут веселые, быстрые, говорливые ручьи.
На улице капают сосульки, слышна звонкая капель, появились темные проталины.
На деревьях набухли пышные, клейкие почки.
Распустились первые нежные цветы.
4.Логопед: Давайте представим, что мы с вами весенние цветы.
Упражнение на координацию речи с движением «Цветок»
Вырос цветок на весенней полянке, Дети соединяют неплотно ладони
Нежную голову робко поднял. и поднимают их перед собой.
Ветер подул – он качнулся неловко, Покачивают ладонями медленно,
Он испугался, затрепетал. быстро.
Ветер бутоны качает упрямо Наклоняют ладони соответственно
Вперед и назад, налево, направо. вперед, назад, влево, вправо.
5.Логопед: Не только цветы проснулись весной, звери тоже проснулись от зимнего сна. На мультимедийной установке по очереди появляются картинки в соответствии с упражнениями, которые выполняют дети.
Упражнение для развития мышц шеи, для жевательно-артикуляционных мышц
«Медведь проснулся». Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
Логопед: Голодно было зимой и звери за зиму сильно похудели.
«Исхудавшие на зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.
Логопед: А на реке начался ледоход.
«На реке». Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Логопед: Подул легкий ветерок и закачал первые весенние цветы – подснежники.
«Ветерок качает подснежник». Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена).
Муз.руководитель: Давайте вместе споем о подснежниках.
6.Песня
«Подснежник»
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
Муз.руководитель: Самой первой весной распускается верба. Сейчас мы о ней споем.
«Верба»
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке, у сосны,
Распустилась верба.
Логопед: Давайте позовём яркое весеннее солнышко, чтобы всё вокруг быстрее проснулось от зимнего сна.
7.Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Муз.руководитель: Ребята, отгадайте загадку.
Висит за окошком,
Кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) На мультимедийной установке изображение сосулек.
8.Ритмическая игра «Шаловливые сосульки».
Шаловливые сосульки Дети поют стоя.
Сели на карниз. Садятся на стулья.
Шаловливые сосульки Поют сидя, голова прямо.
Посмотрели вниз. Наклоняют голову.
Посмотрели, чем заняться? Пожимают плечами.
Стали каплями кидаться. Взмахивают кистями рук одновременно на
сильную долю такта.
Целый день идет трезвон: Взмахивают кистями рук по очереди.
Дили-дили, дили-дон!
(После пения муз.руководитель прохлопывает ритм, дети его повторяют.)
Муз.руководитель: Все рады весне: и птицы, и звери, и люди.
9.Упражнение на координацию речи с движением
«Весна, весна, красная»
Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью: (Идут в противоположную сторону по кругу.)
Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх,
встают на носочки, вдох.)
С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох.)
С хлебами обильными. (Взявшись за руки, бегут по кругу.)
Логопед: По весеннему небу плывут облака и все они разные. Давайте за ними понаблюдаем.
10.Мимический этюд «Облака»
Логопед.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
(Дети, сидя на стульях, наблюдают за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
(Логопед показывает смеющееся облачко. Дети расслабляют мышцы лица и улыбаются.)
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной! –
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой! –
И долго-долго облачку
(Ребята прощально машут рукой.)
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко –
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
(Логопед показывает плачущее облако. Дети передают плач: уголки рта опускают вниз, морщат лоб и нос, слегка прищуривают глаза.)
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
Логопед: Но дождик прошел, выглянуло солнце и наше настроение снова улучшилось. Давайте полежим на весенней травке и послушаем как шагает по земле весна.
11. Релаксация «Легкие шаги весны». На мультимедийной установке весенние пейзажи.
Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие в весенний лес. Нам пора отправляться в группу.