Цель: Обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции музыкальной, изобразительной, речевой деятельности.
Задачи: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы, активизировать словарь по теме «Зима».
Упражнять детей в образовании существительных родительного падежа и составлении простого предложения по картинкам. Закрепить навыки рисования цветным песком.
Развивать плавный длительный выдох, тактильные ощущения, точность, аккуратность, художественное творчество.
Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
Предварительная работа: наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин), чтение художественной литературы.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, картинки с изображением зимних забав детей, бумажные снежинки, деревья для оформления группы, цветной песок (коричневый, синий, желтый, красный), контуры птичек, зимняя музыка, письмо, мольберт, кисточки, клей, влажные салфетки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Оргмомент.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Чтение стихотворения воспитателем.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о зиме.
2. Введение в тему.
Воспитатель: ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
- Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете, как их называют? (путешественники)
- А вам хочется быть путешественниками? (да).
- Мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес.
- А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем? (лыжи, санки…)
- Хорошо, поедем на лыжах! (музыка)
3. Основная часть
- Вот мы и в лесу. Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.
Появляется Зима (логопед):
Гуляю в поле, летаю на воле
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
Зима кружится.
- Зачем ко мне в лес пожаловали?
Воспитатель: Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес.
Показ слайдов о зиме.
Зима (логопед): я Зимушка-Зима. Хожу по полям, по лесам в мягких снежных валенках. Ступаю тихо, не слышно, где пройду, там мороз трещит, снег падает. Все дороги я замела, деревья запорошила.
1) Беседа по теме с использованием ИКТ
- Что происходит в природе зимой?
- Какие стоят деревья?
- Как одеваются люди зимой?
- Как живется птицам зимой? Почему? Как им можно помочь?
- Как зимуют дикие животные?
- Вам нравится зима? Почему?
2) Составление предложений по опорным картинкам.
Зима (логопед): Я вижу, что вы много знаете о зиме. И вы любите зимой играть на улице. Как развлекаются дети зимой?
- дети лепят снеговика;
- девочка катается на санках;
- девочка катается на коньках;
- мальчик катается на лыжах.
3) преобразование 4 предложений с однородными членами с помощью вопроса, «Что делают дети?»
А сейчас вы мне составьте одно длинное предложение по этим картинкам.
Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках.
4) Игра на дыхание (под спокойную музыку)
Зима (логопед):
У нас есть красивые снежинки, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.
5) Образование родительного падежа.
- Как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось? Снегопад.
- Летом нет чего?
- Снегопада.
Аналогично проводится работа со словами: вьюга, метель, сугроб, лед.
Воспитатель: (обращает внимание на письмо) «Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой в селе, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесник дядя Миша»
- о каких птицах говориться в письме? (снегирь, синица, воробей)
В лесу стало холодно, мы можем заболеть.
- что надо сделать, чтобы не заболеть? (горячий чай, массаж…)
6) Массаж биологически активных зон.
Да-да-да –
Наступили холода
(Потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да –
Превратилась в лед вода
(Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду –
Поскользнусь я на льду.
(Указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду –
Я на лыжах иду.
(Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды –
На снегу есть следы.
(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.
Ди-ди-ди –
(Хлопки в ладоши)
Ну, заяц, погоди!
(Погрозить пальцем)
7) Рисование цветным песком (под спокойную музыку)
На столе лежат заготовки птичек.
Воспитатель: каких птиц мы будем рисовать? Мы будем рисовать цветным песком, будем работать парами. Вспомним, как нужно выполнять рисование цветным песком. Готовых птичек, повесим на елочку.
Будет проходить мимо лесник, увидит птичек, узнает, что мы отгадали его загадку.
А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи и поехали.
4. Анализ занятия
- Где мы с вами были?
- В какие игры играли?
- Что было легким, а что трудным?