Цели:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях;
- уточнить артикуляцию и характеристику звука [л];
- формировать умение согласовывать имя существительное с числительным;
- формировать умение согласовывать прилагательные с существительным;
- формировать глагольный словарь;
- формировать умение подбирать антонимы к словам.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мимических мышц лица;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- обогащение и накопление словаря.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.
Оборудование:
Картинки со звуком [л], мячики и колечки суджок, логопедическое лото с сюжетными картинками, пособие «Звуковые домики», дыхательный тренажер «Дует ветерок», изготовленный своими руками, игрушка-пирамидка для произнесения слогов, корригирующая дорожка, картинки с цифрами, «сухой бассейн» с мелкими предметами и двумя разборными игрушками-лего со звуком [л], разноцветные кружочки для выкладывания образа буквы Л.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед (далее Л.).: Здравствуй, Стёпа! Вот и настал новый день. Давай улыбнёмся друг другу! А теперь посмотри за окном какое время года?
Стёпа(далее С.).: Осень.
Л.: Какой день- пасмурный или ясный?
С.: Пасмурный.
Л.: Когда пасмурный день, настроение у нас какое? А когда ясный день, какое настроение? Покажи.
С.: Когда пасмурный день, настроение не весёлое, грустное. Когда ясный день, настроение весёлое, радостное. (Ребёнок показывает мимикой лица настроение).
2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [л].
Л.: Стёпа, давай вспомним с тобой как работают губы, язычок при правильном произнесении звука.
Л.; С.: Губы в улыбке, кончик язычка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами. Звук [л]- согласный, твердый, звонкий.
Л.: Стёпа, покажи, в каком домике живёт буковка л? Почему?
С.: буковка Л живёт в синем домике, потому что она согласная, твёрдая.
3. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
Ребёнок выполняет упражнения «Крылатые качели», «Часики», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка», «Грибочек».
4. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок».
5. Пальчиковая гимнастика «Колючий ёжик».
Пальчиковый су-джок массаж «Колючий ёжик»:
Л., С.: Бежит ёжик по дорожке, у него большие ножки.
(ребёнок проговаривает стихотворение одновременно катая по ладошке су-джок-шарик).
6. Игра «Пирамидка и слоги».
Л.: Собери пирамидку - повтори открытые слоги:
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
Разбери пирамидку – повтори закрытые слоги:
АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ.
Ребенок собирает-разбирает и повторяет слоги.
7. Игра «Посчитаем». (изменение слова Лодка в соответствии с числительным)
С.: 1 лодка, 2 лодки, 3 лодки, 4 лодки, 5 лодок.
8. Игра «Солдатики шагают».
Л.: Солдатики шагают
картинки собирают,
1, 2, 3, – все слова ты повтори!
По ковру разложены картинки со звуком [Л], под картинкой цифры(1, 2, 3, 4, 7 и т. д.).
Задание:
Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком [Л].
Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра 3 – произнести 3 раза)..
С: Один ЛОСЬ; ЛОСЬ. Два ЯБЛОКА; ЯБЛОКО, ЯБЛОКО. Три СЛОНА; СЛОН, СЛОН, СЛОН.
Л.: Молодец! Ты постарался!
9. Игра «Кто что делал?» (формирование глагольного словаря)
Ребёнок на логопедическом лото раскладывает и называет картинки.
С.: Уснул, побежал, упал, написала, поехала.
10. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Ребёнок перекатывает мяч логопеду, называя противоположное слово и четко проговаривая звук Л (тонкий-тоЛстый, горячий-хоЛодный, сытый-гоЛодный, лёгкий-тяжёЛый, сильный-сЛабый).
Л.: трусливый.
С.: смеЛый.
11. Игра «Сухой бассейн».
Л.: Перед тобой сухой бассейн. Найти в нём животных, название которых начинается со звука Л, собери его и назови. (ребёнок находит игрушки, собирает и называет).
С.: Это Лошадки.
Л.: Сколько лошадок ты нашёл и собрал?
С.: Две Лошадки.
Л.: Умница!
12. Игра «Выложи буковку».
Л.: Стёпа, из кружочков выложи буковку на столе, которую мы сегодня повторяли, и чётко произнеси её. (ребёнок выкладывает на столе образ буквы Л
С.: Это буква Л.
Л.: Правильно, молодец, Стёпа! За твои старания я подарю тебе наклейку.
13. Итог занятия.
Л.: Степа, вот и закончилось наше занятие. Что тебе больше всего понравилось?
С.: Мне понравилось, как мы катали мячик, и как я шагал по дорожке.
Л.: Спасибо. Приходи ко мне ещё! До свидания!