ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей с историей создания книги, с отдельными ее составными частями. Учить бережному отношению к книге, по ее составным частям ориентироваться в мире книг. Выбирать книгу, которая понравилась, мотивировать свой выбор. Развивать речь детей, умение поддерживать диалог, развернутыми предложениями отвечать на вопросы.
МАТЕРИАЛ: выставка книг разного жанра, письмо от книги, новая книга в твердой обложке
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: корешок, переплет, библиотекарь
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Перед детьми выставка книг. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
1. Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
2. Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
- Правильно, это книги. Как вы думаете, для чего нужны книги? (чтобы их читать, узнавать из них много нового, интересного) А есть ли у вас любимые книги? (да) Назовите их. Какие бывают книги? (сказки, о природе, о детях и т.д.) Кто сочиняет сказки? (народ и авторы) Что интересного можно найти в книгах? (красочные картинки, загадки, стихи, считалки, пословицы и т.д.)
- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно. Книга будет вам верным другом. Вы знаете, когда я сегодня пришла в детский сад, то нашла у нас на пороге письмо от книги. Давайте его прочитаем.
«Ребята, я рада видеть вас в своем книжном царстве.
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будьте, дети, бережны со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегайте меня от пятен!
Я к вам обращаюсь дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! До встречи. Книга»
- Книга – величайшее из чудес на свете. Подумайте только: вы читаете про страну, в которой никогда не были, и словно сами оказываетесь в этой неведомой стране. Читая о приключениях, горестях и радостях людей, которых никогда не видели, мы вместе с ними горюем и смеемся. Вспомните, как вместе с Красной Шапочкой мы боялись злого волка, как переживали за Дюймовочку. А ведь ни Красной Шапочки, ни Дюймовочки на самом деле нет, и не было. Их сочинили писатели. А каких писателей вы знаете? (А.С.Пушкина, С.Т. Аксакова, М. Пришвина, К. Чуковского и т.д.)
- Как вы думаете, кто же придумал книгу? (догадки детей)
- Изобретателя книг не существует. Люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели, потому что не умели писать.
Когда появились буквы, дело пошло куда лучше. Многочисленные писцы, служившие царям, вели хозяйственные записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в стадах и т.д. А еще писцы записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги, и даже целые библиотеки.
- А что такое библиотека? (хранилище для книг, дом для книг) Кто работает в библиотеке? (библиотекарь) Что делает библиотекарь? (выдает книги, записывает их в формуляр, следит за тем, чтобы книги были в порядке)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Дети выполняют движение под слова текста
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Мы с вами начали занятие с загадки и книге: не куст, а с листочками.…Но ведь эта загадка не только о книге, но и о том, как книга «устроена». Как вы думаете, что значит, не куст, а с листочками? (в книге есть листочки-страницы)
Воспитатель показывает детям книгу в твердой обложке.
- Да, в книге много листочков-страниц, и все они скреплены вместе. Страницы, как будто куст, «Растут» из одного корня. И то место, где страницы закреплены, так и называется – корешок. Его накрепко сшивают нитками, старательно промазывают клеем. Чтобы страницы не рассыпались, не разлетелись, их одевают в «рубашку». А что же будет «рубашкой» для нашей книги? (ответы детей) «Рубашкой» для нее будет плотная картонная одежка – иначе она называется переплет. А теперь давайте внимательно рассмотрим переплет. Может переплет подсказать нам, о чем говорится в книге? (может, если мы посмотрим на рисунок)
- Конечно, по рисунку на переплете мы, даже не умея читать, можем понять, каково содержание этой книги. А еще на переплете может быть указана фамилия автора и название книги.
Послушайте, как Самуил Яковлевич Маршак написал о том, как печатали вашу книгу.
Взяла машина лист простой
И наложила краску –
И вот писатель Лев Толстой
Рассказывает сказку.
Хоть у машины нет ума,
Машина знает дело:
Листы нарежет вам сама
И сложит их умело.
А переплетчик их сошьет,
Края обрежет мигом.
Потом оденет в переплет,
И вот пред вами – Книга!
Приятно книжки почитать,
А сделать их попробуй!
Искусство тонкое – печать
И требует учебы!
- Скажите ребята, а можно ли обижать книгу? (нет) Как нужно относиться к книгам? (бережно, не рвать, не рисовать в них) Но есть такие дети, которые обижают книжки. Послушайте произведение С.Я. Маршака «Книжка про книжки». Воспитатель читает стихотворение.
- Что вы сейчас услышали? (стихотворение) Как вы определили, что это стихотворение? (в стихах слова рифмуются) Кто написал это произведение? (С.Я. Маршак) Какие книжки были у Гриши Скворцова? (грязные, лохматые, рваные, исписанные, без конца и без начала) Нравилось ли книжкам быть такими? (нет, они горько плакали и жаловались). Куда они отправились? (в библиотеку) Что с ними случилось в библиотеке? (их там починили) Как Гриша обращался с ними? (он ими дрался, рвал их, рисовал в них) Что случилось с книгами, когда мальчик вырос? (он стал обращаться с книгами бережно, ставил их на полочку в ряд)
- Давайте с вами сформулируем правила ухода за книгами.
1. С книгами нужно обращаться бережно.
2. Открывать их нужно с верхнего угла, не слюнявить пальцы при этом.
3. Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не испортилась обложка, и не пожелтели страницы.
4. Понравившуюся книгу покажи своим друзьям.
- Я думаю, что сегодня книги еще больше стали вашими друзьями, а мы – друзьями книг.
С.Я. МАРШАК «КНИЖКА ПРО КНИЖКИ»
- 1 - Песня библиотечных книг
-6-
У Скворцова К нам, беспризорные
Гришки Книжки-калеки
Жили-были В залы просторные
Книжки - Библиотеки!
Грязные, Книжки-бродяги,
Лохматые, Книжки-неряхи,
Рваные, Здесь из бумаги
Горбатые, Сошьют вам рубахи
Без конца Из коленкора
И без начала, Куртки сошьют,
Переплеты - Вылечат скоро
Как мочала, И паспорт дадут,
На листах - К нам, беспризорные
Каракули. Книжки-калеки
Книжки В залы просторные
Горько Библиотеки!
Плакали.
- 2 - -7-
Дрался Гришка с Мишкой. Вышли книжки из больницы,
Замахнулся книжкой, Починили им страницы,
Дал разок по голове - Переплеты, корешки,
Вместо книжки стало две. Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
- 3 - Каждой полку указали:
Горько жаловался Гоголь: Стал задачник в сотый ряд,
Был он в молодости щеголь, Где задачники стоят.
А теперь, на склоне лет, А Тимур с командой вместе -
Он растрепан и раздет. Занял полку номер двести.
У бедняги Робинзона Словом, каждый старый том
Кожа содрана с картона, Отыскал свой новый дом
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой -8-
На странице тридцать пятой А у Гришки неудача:
Нарисован трубочист. Гришке задана задача
В географии Петрова Стал задачник он искать
Нарисована корова Заглянул он под кровать,
И написано: "Сия Под столы, под табуретки,
География моя. Под диваны и кушетки
Кто возьмет ее без спросу, Ищет в печке, и в ведре,
Тот останется без носу!" И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
- 4 - А задачника не видно.
- Как нам быть? - спросили книжки. - Что тут делать? Как тут быть?
Как избавиться от Гришки? Где задачник раздобыть?
И сказали братья Гримм- Остается – с моста в реку
- Вот что, книжки, убежим! Иль бежать в библиотеку!
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник, -9-
Прошамкал им в ответ: Говорят, в читальный зал
- Девчонки и мальчишки Мальчик маленький вбежал
Везде калечат книжки. И спросил у строгой тети:
Куда бежать от Гришки? - Вы тут книжки выдаете?
Нигде спасенья нет! А в ответ со всех сторон
- Умолкни, старый минус, - Закричали книжки: - Вон!
Сказали братья Гримм, -
И больше не серди нас -10-
Брюзжанием своим! От автора
Бежим в библиотеку, Написал я эту книжку,
В свободный наш приют, - Много лет тому назад,
Там книжки человеку А на днях я встретил Гришку
В обиду не дают! По дороге в Ленинград.
- Нет, - сказала "Хижина Он давно уже не Гришка,
Дяди Тома", - А известный инженер.
Гришкой я обижена, У него растет сынишка,
Но останусь дома! Очень умный пионер.
- Идем! - ответил ей Тимур. - Побывал у них я дома,
Ты терпелива чересчур! Видел полку над столом.
- Вперед! - воскликнул Дон-Кихот. Пятьдесят четыре тома
И книжки двинулись в поход. Там стояли за стеклом.
В переплетах – в куртках новых,
-5- Дружно выстроились в ряд,
Беспризорные калеки Блещут книги двух Скворцовых,
Входят в зал библиотеки. Точно вышли на парад.
Светят лампы над столом, А живется им не худо, -
Блещут полки за стеклом. Их владельцы берегут.
В переплетах темной кожи, Никогда они отсюда
Разместившись вдоль стены, Никуда не убегут.
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
Вдруг
Задачник-
Неудачник
Побледнел
И стал шептать:
- Шестью восемь -
Сорок восемь,
Пятью девять -
Сорок пять!
География в тревоге
К двери кинулась, дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метелки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплеты вытирать.
Чисто вымели повсюду.
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу -
Без конца и без начала,
Переплеты - как мочала,
На листах - каракули...
Сторожа заплакали:
- Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесем мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьет,
И оденет в переплет!