Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 00:11

Детский сад

Меню сайта
Категории раздела
Дошкольникам
Конспекты
Викторины, игры
Праздники
Поделки
Стихи
Сценарий
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Февраль » 11 » Конспект занятия по литературе в средней группе
10:16
Конспект занятия по литературе в средней группе

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей с историей создания книги, с отдельными ее составными частями. Учить бережному отношению к книге, по ее составным частям ориентироваться в мире книг. Выбирать книгу, которая понравилась, мотивировать свой выбор. Развивать речь детей, умение поддерживать диалог, развернутыми предложениями отвечать на вопросы.

МАТЕРИАЛ: выставка книг разного жанра, письмо от книги, новая книга в твердой обложке

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: корешок, переплет, библиотекарь

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Перед детьми выставка книг. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

1. Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не растение, а с корешком,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

- Правильно, это книги. Как вы думаете, для чего нужны книги? (чтобы их читать, узнавать из них много нового, интересного) А есть ли у вас любимые книги? (да) Назовите их. Какие бывают книги? (сказки, о природе, о детях и т.д.) Кто сочиняет сказки? (народ и авторы) Что интересного можно найти в книгах? (красочные картинки, загадки, стихи, считалки, пословицы и т.д.)

- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно. Книга будет вам верным другом. Вы знаете, когда я сегодня пришла в детский сад, то нашла у нас на пороге письмо от книги. Давайте его прочитаем.

«Ребята, я рада видеть вас в своем книжном царстве.

Я – книга. Я – товарищ твой!

Будьте, дети, бережны со мной…

Мой чистый вид всегда приятен.

Оберегайте меня от пятен!

Я к вам обращаюсь дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! До встречи. Книга»

- Книга – величайшее из чудес на свете. Подумайте только: вы читаете про страну, в которой никогда не были, и словно сами оказываетесь в этой неведомой стране. Читая о приключениях, горестях и радостях людей, которых никогда не видели, мы вместе с ними горюем и смеемся. Вспомните, как вместе с Красной Шапочкой мы боялись злого волка, как переживали за Дюймовочку. А ведь ни Красной Шапочки, ни Дюймовочки на самом деле нет, и не было. Их сочинили писатели. А каких писателей вы знаете? (А.С.Пушкина, С.Т. Аксакова, М. Пришвина, К. Чуковского и т.д.)

- Как вы думаете, кто же придумал книгу? (догадки детей)

- Изобретателя книг не существует. Люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели, потому что не умели писать.

Когда появились буквы, дело пошло куда лучше. Многочисленные писцы, служившие царям, вели хозяйственные записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в стадах и т.д. А еще писцы записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги, и даже целые библиотеки.

- А что такое библиотека? (хранилище для книг, дом для книг) Кто работает в библиотеке? (библиотекарь) Что делает библиотекарь? (выдает книги, записывает их в формуляр, следит за тем, чтобы книги были в порядке)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Дети выполняют движение под слова текста

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

- Мы с вами начали занятие с загадки и книге: не куст, а с листочками.…Но ведь эта загадка не только о книге, но и о том, как книга «устроена». Как вы думаете, что значит, не куст, а с листочками? (в книге есть листочки-страницы)

Воспитатель показывает детям книгу в твердой обложке.

- Да, в книге много листочков-страниц, и все они скреплены вместе. Страницы, как будто куст, «Растут» из одного корня. И то место, где страницы закреплены, так и называется – корешок. Его накрепко сшивают нитками, старательно промазывают клеем. Чтобы страницы не рассыпались, не разлетелись, их одевают в «рубашку». А что же будет «рубашкой» для нашей книги? (ответы детей) «Рубашкой» для нее будет плотная картонная одежка – иначе она называется переплет. А теперь давайте внимательно рассмотрим переплет. Может переплет подсказать нам, о чем говорится в книге? (может, если мы посмотрим на рисунок)

- Конечно, по рисунку на переплете мы, даже не умея читать, можем понять, каково содержание этой книги. А еще на переплете может быть указана фамилия автора и название книги.

Послушайте, как Самуил Яковлевич Маршак написал о том, как печатали вашу книгу.

Взяла машина лист простой

И наложила краску –

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом.

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами – Книга!

Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй!

Искусство тонкое – печать

И требует учебы!

- Скажите ребята, а можно ли обижать книгу? (нет) Как нужно относиться к книгам? (бережно, не рвать, не рисовать в них) Но есть такие дети, которые обижают книжки. Послушайте произведение С.Я. Маршака «Книжка про книжки». Воспитатель читает стихотворение.

- Что вы сейчас услышали? (стихотворение) Как вы определили, что это стихотворение? (в стихах слова рифмуются) Кто написал это произведение? (С.Я. Маршак) Какие книжки были у Гриши Скворцова? (грязные, лохматые, рваные, исписанные, без конца и без начала) Нравилось ли книжкам быть такими? (нет, они горько плакали и жаловались). Куда они отправились? (в библиотеку) Что с ними случилось в библиотеке? (их там починили) Как Гриша обращался с ними? (он ими дрался, рвал их, рисовал в них) Что случилось с книгами, когда мальчик вырос? (он стал обращаться с книгами бережно, ставил их на полочку в ряд)

- Давайте с вами сформулируем правила ухода за книгами.

1. С книгами нужно обращаться бережно.

2. Открывать их нужно с верхнего угла, не слюнявить пальцы при этом.

3. Нельзя оставлять книгу на солнце, чтобы не испортилась обложка, и не пожелтели страницы.

4. Понравившуюся книгу покажи своим друзьям.

- Я думаю, что сегодня книги еще больше стали вашими друзьями, а мы – друзьями книг.

С.Я. МАРШАК «КНИЖКА ПРО КНИЖКИ»

- 1 - Песня библиотечных книг

-6-

У Скворцова К нам, беспризорные

Гришки Книжки-калеки

Жили-были В залы просторные

Книжки - Библиотеки!

Грязные, Книжки-бродяги,

Лохматые, Книжки-неряхи,

Рваные, Здесь из бумаги

Горбатые, Сошьют вам рубахи

Без конца Из коленкора

И без начала, Куртки сошьют,

Переплеты - Вылечат скоро

Как мочала, И паспорт дадут,

На листах - К нам, беспризорные

Каракули. Книжки-калеки

Книжки В залы просторные

Горько Библиотеки!

Плакали.



- 2 - -7-

Дрался Гришка с Мишкой. Вышли книжки из больницы,

Замахнулся книжкой, Починили им страницы,

Дал разок по голове - Переплеты, корешки,

Вместо книжки стало две. Налепили ярлыки.

А потом в просторном зале

- 3 - Каждой полку указали:

Горько жаловался Гоголь: Стал задачник в сотый ряд,

Был он в молодости щеголь, Где задачники стоят.

А теперь, на склоне лет, А Тимур с командой вместе -

Он растрепан и раздет. Занял полку номер двести.

У бедняги Робинзона Словом, каждый старый том

Кожа содрана с картона, Отыскал свой новый дом

У Крылова вырван лист,

А в грамматике измятой -8-

На странице тридцать пятой А у Гришки неудача:

Нарисован трубочист. Гришке задана задача

В географии Петрова Стал задачник он искать

Нарисована корова Заглянул он под кровать,

И написано: "Сия Под столы, под табуретки,

География моя. Под диваны и кушетки

Кто возьмет ее без спросу, Ищет в печке, и в ведре,

Тот останется без носу!" И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,

- 4 - А задачника не видно.

- Как нам быть? - спросили книжки. - Что тут делать? Как тут быть?

Как избавиться от Гришки? Где задачник раздобыть?

И сказали братья Гримм- Остается – с моста в реку

- Вот что, книжки, убежим! Иль бежать в библиотеку!

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник, -9-

Прошамкал им в ответ: Говорят, в читальный зал

- Девчонки и мальчишки Мальчик маленький вбежал

Везде калечат книжки. И спросил у строгой тети:

Куда бежать от Гришки? - Вы тут книжки выдаете?

Нигде спасенья нет! А в ответ со всех сторон

- Умолкни, старый минус, - Закричали книжки: - Вон!

Сказали братья Гримм, -

И больше не серди нас -10-

Брюзжанием своим! От автора

Бежим в библиотеку, Написал я эту книжку,

В свободный наш приют, - Много лет тому назад,

Там книжки человеку А на днях я встретил Гришку

В обиду не дают! По дороге в Ленинград.

- Нет, - сказала "Хижина Он давно уже не Гришка,

Дяди Тома", - А известный инженер.

Гришкой я обижена, У него растет сынишка,

Но останусь дома! Очень умный пионер.

- Идем! - ответил ей Тимур. - Побывал у них я дома,

Ты терпелива чересчур! Видел полку над столом.

- Вперед! - воскликнул Дон-Кихот. Пятьдесят четыре тома

И книжки двинулись в поход. Там стояли за стеклом.

В переплетах – в куртках новых,

-5- Дружно выстроились в ряд,

Беспризорные калеки Блещут книги двух Скворцовых,

Входят в зал библиотеки. Точно вышли на парад.

Светят лампы над столом, А живется им не худо, -

Блещут полки за стеклом. Их владельцы берегут.

В переплетах темной кожи, Никогда они отсюда

Разместившись вдоль стены, Никуда не убегут.

Словно зрители из ложи,

Книжки смотрят с вышины.

Вдруг

Задачник-

Неудачник

Побледнел

И стал шептать:

- Шестью восемь -

Сорок восемь,

Пятью девять -

Сорок пять!

География в тревоге

К двери кинулась, дрожа.

В это время на пороге

Появились сторожа.

Принесли они метелки,

Стали залы убирать,

Подметать полы и полки,

Переплеты вытирать.

Чисто вымели повсюду.

И за вешалкой, в углу,

Книжек порванную груду

Увидали на полу -

Без конца и без начала,

Переплеты - как мочала,

На листах - каракули...

Сторожа заплакали:

- Разнесчастные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу,

К Митрофану Кузьмичу.

Он вас, бедных, пожалеет,

И подчистит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет!

Категория: Конспекты | Просмотров: 1384 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Детский садИдеиИдеиВидео
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz