Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.11.2024, 09:32

Детский сад

Меню сайта
Категории раздела
Дошкольникам
Конспекты
Викторины, игры
Праздники
Поделки
Стихи
Сценарий
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Февраль » 11 » Конспект занятия по литературе в детском саду
10:15
Конспект занятия по литературе в детском саду

Дата:

Группа:

Тема: Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.

Цели: 1) показать специфику прозы В.П.Астафьева; разобраться в обстоятельствах трагедии

Людочки из одноименного рассказа; понять злободневность проблем, поднятых

писателем в романе «Печальный детектив»;

2) развивать устную и письменную речь студентов;

3) содействовать формированию нравственных понятий в сознании студентов

(милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы

ценностных ориентиров;

4) научить работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за

выбор, решение вопросов; анализировать результаты деятельности.

Образовательная технология: Технология развития проблемного и аналитического мышления.

Оборудование занятия: ноутбук, проектор, экран, папки с памятками по анализу текста художественных произведений, тексты рассказа и романа, портрет В.П.Астафьева.

Формы, методы и приёмы работы на занятии:

1) выразительное чтение, монологическая речь, беседа, компьютерная презентация, рецензирование;

2) создание литературного портрета, устное сочинение, выразительное чтение, рецензирование; работа в парах.

На занятии сочетаются продуктивные (творческие) и репродуктивные (передающие готовые знания) методы и приёмы обучения; коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Содержательные компоненты занятия: когнитивный (познавательный), деятельно-творческий, аксиологический (помощь в выборе ценностных ориентиров, личностный (формирование жизненных позиций).



Ход занятия.

Организационный момент.
Объявление темы занятия, цели его и задачи.
Реализация темы урока. Анализ рассказа «Людочка».

Определение фабулы рассказа.

В рассказе В.П.Астафьева «Людочка» повествуется о том, как деревенская девушка, приехавшая в город жить и работать, была изнасилована и покончила жизнь самоубийством.

Работа над освоением содержания рассказа.

Сообщение студента. Обстоятельства жизни и гибели Людочки.

Учитель. Чтобы понять трагедию героини, рассмотрим события рассказа по намеченным писателем кругам.

Круг природы. Эпизоды для пересказа и чтения.

а). Описание небольшой угасающей деревеньки Вычуган. Читать с купюрами: «В родной деревне Вычуган … - … некому будет».

б). Общение Людочки с родной природой.

Пересказ сцены приезда в деревню, встречи с коровой, воспоминаний.

в). История парка Вэпэвэрээ.

Чтение описания парка.

Цитаты для записи в тетрадях.

- «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался … словно крест … на погосте.

Памятник умирающей деревеньке».

- «Эдак вот, - пророчила Вычуганиха, - одинова середь России кол вобьют, и помянуть ее, нечистой силой изведенную, некому будет…»

- «И когда Людочка доила корову … ей казалось, что память ее, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отозваться некому».

- «Парк выглядел словно бы после бомбежки или нашествия вражеской неустрашимой конницы … им и любовались, на нем и в нем отдыхали … в таком роскошном месте и «нечистые водились»».

Круг людей.

Пересказы эпизодов, изображающих взаимоотношения Людочки с окружающими людьми.

а) Семья: отец, мать, отчим, отношение матери к беде Людочки.

б) Людочка в парикмахерской и в доме Гавриловны. (Ученье, работа, исполнение хозяйского обихода, общение с Гавриловной, реакция хозяйки на случившееся с Людочкой.)

в) Ровесники. (Одиночество, отношения с Артемкой-мыло, танцы в центральном городском парке, история Стрекача, его преступление.)

г) Умирающий парень-лесоруб.

Цитаты к теме.

а) «Мать … от привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу … пусть горем и бедами испытывается, закаляется».

б) «…Людочка почувствовала, что слова ее … повисли в пустоте… - мать не слушала и не слышала ее».

в) «Сейчас вот, на лугу … она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неумолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: … найти бы отчима и выплакаться на его грубой груди, может, он ее погладит по голове, пожалеет…»

г) «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

д) «Здешняя шпана гужом … ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе…»

Вывод.

Именно в кругу людей гибнет Людочка. Негодяй Артемка предает ее, мерзавец Стрекач смертельно оскорбляет, но ни мать, ни Гавриловна не поспешили на помощь девушке, равнодушно оставили «закаляться» и отправили в содомное общежитие.

Итак, человеческий круг не стал спасительным для героини.

Круг Бога. Чтение отрывков и запись цитат.

а) Возвращение одиноких баб Вычугана к Богу. «Жутко было слушать… - … затрещину схлопотала».

«И, в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога. Больше-то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить».

б) Молитвы Людочки над умирающим в больнице парнем-лесорубом.

«Людочка принесла… - …и предчувствия близкой смерти».

«…Пожалев, кажется, в первый раз в жизни, что не потрудилась выучить ни одной молитвы…»

в) Неудачная попытка сходить в храм тайком или с Гавриловной.

«…Но та ей напрямки бухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть…»

г) Обращение к Господу перед смертью.

«Людочка взобралась… - .. Нет дела».

«Господи, прости меня, хоть я и не достойна… Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела».

Вывод. В мире, в котором жила Людочка, нет Бога, нет проторённой дороги к Нему, и, хотя Людочка слышала о возможности молитвы, войти в этот спасительный круг она не научена.

4. Обобщение. Беседа.

1) Каким человеком изображена Людочка?

- Воспитанным по-деревенски, на фоне умиротворяющей природы.

- Трудолюбивой, терпеливой, доброй и отзывчивой девушкой.

- Твердой в нравственных убеждениях, самостоятельной, думающей, готовой стать надежной женой и матерью.

- Замкнутым и одиноким человеком.

2) Как отнеслись к случившемуся с Людочкой окружающие и она сама?

- Совершенно по-разному. Судя по реакции матери, Гавриловны, парней, можно сделать вывод, что насилие над девушкой – обычное, рядовое явление.

Все считают, что можно и нужно спокойно жить дальше. А Людочка не приемлет такой позиции. Для нее невозможно принять эти нормы, а бороться она не в силах.

3)Какое значение имеют в рассказе описания деревеньки Вычуган и парка?

- Разрушены деревенька, природа парка – значит, нарушены понятия о нормальной жизни.

- Опустошение в природе – пустота в душах людей. Бросают деревню – предают Людочку

- Первая жертва тянет за собой вторую.

5. Завершение работы над текстом.

Изображение отчима Людочки.

Краткий обзор событий, связанных с этим героем:

а) наблюдение Людочки за отчимом, размышления и догадки о нем;

б) месть отчима за Людочку;

в) описание мужика-заступника.

Вывод. Получается, что наказать преступника смог только человек с темным и мрачным прошлым пахана.

6. Обобщение. Беседа.

1) Какое впечатление производит на вас образ отчима Людочки? Почему?

- Противоречивое, неоднозначное. Людочка и ее мать хоть и боялись его, но чувствовали себя рядом с ним уверенно и защищенно.

- Шпана увидела в его устрашающем облике настоящего грозного деятеля преступного мира.

- Его решительная расправа над Стрекачом воспринимается нами как долгожданное восстановление справедливости, наказание зла, которое не может или не хочет осуществить милиция.

2) Какой вывод делает в связи с этим писатель?

- Мудрым взглядом В.Астафьев увидел в этом опасное явление: оставшиеся без защиты закона и милиции люди идут «под крыло такого вот пахана».

- В конце 1980-х годов писатель предостерегал, что дело к тому движется. Как такое предвидение совпадает с нашей действительностью?

3) Как писатель предостерегает нас от иллюзий надежды на спасение с помощью таких «деятелей»?

- Автор с натуралистической точностью воспроизводит образ преступника Стрекача, его речь, его торжествующее от безнаказанности хамство, которое приводит нас в ужас.

4) Как В.П.Астафьев выразил в рассказе жгущую его сердце тревогу?

- Во многом особенностями стиля. В художественном рассказе много публицистических размышлений, в которых прямо звучит взволнованный голос автора.

- Кроме того, рассказ насыщен острыми и горькими сатирическими красками, печальной иронией.

5) Какие выводы делаем мы, прочитав рассказ? Вспомним, как он назвал те законы, которые не должен нарушать человек, иначе он погибнет.

- Затесями. Этот рассказ высекает в нашей памяти вывод писателя: «Без Бога, без природы, без человека – ужас».

7. Реализация темы урока. Роман В.П.Астафьева «Печальный детектив».

Астафьев выложил такие кровоточащие черты.., выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться. (Мих. Дудин.)

Учащимся заранее даны вопросы к уроку:

Кто Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
Зло многолико. Покажите на примерах.
Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами она связана?
Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?

1-й ученик:

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В 70-е годы В.Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще 10 лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

2-ой ученик:

Что есть правда? В.Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий поэт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».

1-й ученик (приводит цитату из давнего интервью с В.Астафьевым):

«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».

2-ой ученик:

«Дата создания «Печального детектива»: 1982-1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу о ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Учитель (вступление):

«Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть роет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».

Вопрос: Так кто же такой Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?

(Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.

Но он борец. Даже по первому его посещению издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходил с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»)

Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, есть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примерыю

(Теща Сошнина, Ф.Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский.)

1-й ученик:

Еще в 1974 году, когда вышла книга «Царь-рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда-то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я , ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире».

Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лина, Тутышиха, мать Юльки.)

«Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась». (Выступление ученика.)

1-ый ученик:

«Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья». И в конце романа Астафьев подчеркивает эту мысль: Муж и Жена.

«От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?

И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».

Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?

(С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря-казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту.

Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.

(Прочитать стихотворение А.Вознесенского «Ахиллесово сердце».)

«Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.) Так что с нами происходит?

«Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.

Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».

Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?

8. Итоги.

9. Оценки. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?

Отзыв о проведении занятия преподавателем Николаевой Н.Н.

Дисциплина: Литература.

Тема: ”Нравственные проблемы произведений В.Астафьева”.

Тип образовательной технологии: Технология развития проблемного и аналитического мышления.

Использование технологии развития проблемного и аналитического мышления способствовало повышению педагогического эффекта, позволило развить у студентов такие качества, как: любознательность, активность, заинтересованность в образовательном процессе (студенты активно принимали участие в обсуждении вопросов; осознанно и аргументировано высказывали своё мнение).

Николаева Н.Н. в ходе занятия смогла сформировать умение вести самостоятельную поисковую деятельность, повлияла на развитие логического, критического и творческого мышлений студентов, и они смогли продемонстрировать свой уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности. В результате положительные оценки получили 73 %.

Использование ИКТ повлияло на мотивацию обучения и стимулировало познавательный интерес студентов, что дало возможность эффективнее провести самостоятельную работу.

Методист КТУИС___________ Дерябина И.В.

Отзыв о проведении занятия по дисциплине «Литература» преподавателем Николаевой

Тема занятия: Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.

Преподавателем четко спланированы тема, цели и задачи занятия, реализация происходит последовательно согласно интегративной технологии.

Интеграция материала по дисциплине литература дала возможность учесть познавательные интересы студентов, их возраст, заинтересованность, способности, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.

В целях формирования коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к себе и другим на занятии была создана свободная и позитивно-настроенная обстановка, что способствовало устранению неуверенности подростков.

Николаева Н.Н. в конце занятия подвела итоги деятельности студентов, объясняя и комментируя ответы.

Применяемые преподавателем методы (наглядные, словесные и практические), интеллектуальная нагрузка, применение ИКТ позволили сохранить познавательную активность студентов на протяжении всего времени занятия и, следовательно, выполнить поставленные задачи

Категория: Конспекты | Просмотров: 875 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Детский садИдеиИдеиВидео
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz