Дата:
Группа:
Тема: Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.
Цели: 1) показать специфику прозы В.П.Астафьева; разобраться в обстоятельствах трагедии
Людочки из одноименного рассказа; понять злободневность проблем, поднятых
писателем в романе «Печальный детектив»;
2) развивать устную и письменную речь студентов;
3) содействовать формированию нравственных понятий в сознании студентов
(милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы
ценностных ориентиров;
4) научить работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за
выбор, решение вопросов; анализировать результаты деятельности.
Образовательная технология: Технология развития проблемного и аналитического мышления.
Оборудование занятия: ноутбук, проектор, экран, папки с памятками по анализу текста художественных произведений, тексты рассказа и романа, портрет В.П.Астафьева.
Формы, методы и приёмы работы на занятии:
1) выразительное чтение, монологическая речь, беседа, компьютерная презентация, рецензирование;
2) создание литературного портрета, устное сочинение, выразительное чтение, рецензирование; работа в парах.
На занятии сочетаются продуктивные (творческие) и репродуктивные (передающие готовые знания) методы и приёмы обучения; коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Содержательные компоненты занятия: когнитивный (познавательный), деятельно-творческий, аксиологический (помощь в выборе ценностных ориентиров, личностный (формирование жизненных позиций).
Ход занятия.
Организационный момент.
Объявление темы занятия, цели его и задачи.
Реализация темы урока. Анализ рассказа «Людочка».
Определение фабулы рассказа.
В рассказе В.П.Астафьева «Людочка» повествуется о том, как деревенская девушка, приехавшая в город жить и работать, была изнасилована и покончила жизнь самоубийством.
Работа над освоением содержания рассказа.
Сообщение студента. Обстоятельства жизни и гибели Людочки.
Учитель. Чтобы понять трагедию героини, рассмотрим события рассказа по намеченным писателем кругам.
Круг природы. Эпизоды для пересказа и чтения.
а). Описание небольшой угасающей деревеньки Вычуган. Читать с купюрами: «В родной деревне Вычуган … - … некому будет».
б). Общение Людочки с родной природой.
Пересказ сцены приезда в деревню, встречи с коровой, воспоминаний.
в). История парка Вэпэвэрээ.
Чтение описания парка.
Цитаты для записи в тетрадях.
- «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался … словно крест … на погосте.
Памятник умирающей деревеньке».
- «Эдак вот, - пророчила Вычуганиха, - одинова середь России кол вобьют, и помянуть ее, нечистой силой изведенную, некому будет…»
- «И когда Людочка доила корову … ей казалось, что память ее, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отозваться некому».
- «Парк выглядел словно бы после бомбежки или нашествия вражеской неустрашимой конницы … им и любовались, на нем и в нем отдыхали … в таком роскошном месте и «нечистые водились»».
Круг людей.
Пересказы эпизодов, изображающих взаимоотношения Людочки с окружающими людьми.
а) Семья: отец, мать, отчим, отношение матери к беде Людочки.
б) Людочка в парикмахерской и в доме Гавриловны. (Ученье, работа, исполнение хозяйского обихода, общение с Гавриловной, реакция хозяйки на случившееся с Людочкой.)
в) Ровесники. (Одиночество, отношения с Артемкой-мыло, танцы в центральном городском парке, история Стрекача, его преступление.)
г) Умирающий парень-лесоруб.
Цитаты к теме.
а) «Мать … от привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу … пусть горем и бедами испытывается, закаляется».
б) «…Людочка почувствовала, что слова ее … повисли в пустоте… - мать не слушала и не слышала ее».
в) «Сейчас вот, на лугу … она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неумолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: … найти бы отчима и выплакаться на его грубой груди, может, он ее погладит по голове, пожалеет…»
г) «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».
д) «Здешняя шпана гужом … ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе…»
Вывод.
Именно в кругу людей гибнет Людочка. Негодяй Артемка предает ее, мерзавец Стрекач смертельно оскорбляет, но ни мать, ни Гавриловна не поспешили на помощь девушке, равнодушно оставили «закаляться» и отправили в содомное общежитие.
Итак, человеческий круг не стал спасительным для героини.
Круг Бога. Чтение отрывков и запись цитат.
а) Возвращение одиноких баб Вычугана к Богу. «Жутко было слушать… - … затрещину схлопотала».
«И, в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога. Больше-то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить».
б) Молитвы Людочки над умирающим в больнице парнем-лесорубом.
«Людочка принесла… - …и предчувствия близкой смерти».
«…Пожалев, кажется, в первый раз в жизни, что не потрудилась выучить ни одной молитвы…»
в) Неудачная попытка сходить в храм тайком или с Гавриловной.
«…Но та ей напрямки бухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть…»
г) Обращение к Господу перед смертью.
«Людочка взобралась… - .. Нет дела».
«Господи, прости меня, хоть я и не достойна… Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела».
Вывод. В мире, в котором жила Людочка, нет Бога, нет проторённой дороги к Нему, и, хотя Людочка слышала о возможности молитвы, войти в этот спасительный круг она не научена.
4. Обобщение. Беседа.
1) Каким человеком изображена Людочка?
- Воспитанным по-деревенски, на фоне умиротворяющей природы.
- Трудолюбивой, терпеливой, доброй и отзывчивой девушкой.
- Твердой в нравственных убеждениях, самостоятельной, думающей, готовой стать надежной женой и матерью.
- Замкнутым и одиноким человеком.
2) Как отнеслись к случившемуся с Людочкой окружающие и она сама?
- Совершенно по-разному. Судя по реакции матери, Гавриловны, парней, можно сделать вывод, что насилие над девушкой – обычное, рядовое явление.
Все считают, что можно и нужно спокойно жить дальше. А Людочка не приемлет такой позиции. Для нее невозможно принять эти нормы, а бороться она не в силах.
3)Какое значение имеют в рассказе описания деревеньки Вычуган и парка?
- Разрушены деревенька, природа парка – значит, нарушены понятия о нормальной жизни.
- Опустошение в природе – пустота в душах людей. Бросают деревню – предают Людочку
- Первая жертва тянет за собой вторую.
5. Завершение работы над текстом.
Изображение отчима Людочки.
Краткий обзор событий, связанных с этим героем:
а) наблюдение Людочки за отчимом, размышления и догадки о нем;
б) месть отчима за Людочку;
в) описание мужика-заступника.
Вывод. Получается, что наказать преступника смог только человек с темным и мрачным прошлым пахана.
6. Обобщение. Беседа.
1) Какое впечатление производит на вас образ отчима Людочки? Почему?
- Противоречивое, неоднозначное. Людочка и ее мать хоть и боялись его, но чувствовали себя рядом с ним уверенно и защищенно.
- Шпана увидела в его устрашающем облике настоящего грозного деятеля преступного мира.
- Его решительная расправа над Стрекачом воспринимается нами как долгожданное восстановление справедливости, наказание зла, которое не может или не хочет осуществить милиция.
2) Какой вывод делает в связи с этим писатель?
- Мудрым взглядом В.Астафьев увидел в этом опасное явление: оставшиеся без защиты закона и милиции люди идут «под крыло такого вот пахана».
- В конце 1980-х годов писатель предостерегал, что дело к тому движется. Как такое предвидение совпадает с нашей действительностью?
3) Как писатель предостерегает нас от иллюзий надежды на спасение с помощью таких «деятелей»?
- Автор с натуралистической точностью воспроизводит образ преступника Стрекача, его речь, его торжествующее от безнаказанности хамство, которое приводит нас в ужас.
4) Как В.П.Астафьев выразил в рассказе жгущую его сердце тревогу?
- Во многом особенностями стиля. В художественном рассказе много публицистических размышлений, в которых прямо звучит взволнованный голос автора.
- Кроме того, рассказ насыщен острыми и горькими сатирическими красками, печальной иронией.
5) Какие выводы делаем мы, прочитав рассказ? Вспомним, как он назвал те законы, которые не должен нарушать человек, иначе он погибнет.
- Затесями. Этот рассказ высекает в нашей памяти вывод писателя: «Без Бога, без природы, без человека – ужас».
7. Реализация темы урока. Роман В.П.Астафьева «Печальный детектив».
Астафьев выложил такие кровоточащие черты.., выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться. (Мих. Дудин.)
Учащимся заранее даны вопросы к уроку:
Кто Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
Зло многолико. Покажите на примерах.
Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами она связана?
Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?
1-й ученик:
Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В 70-е годы В.Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще 10 лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.
Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.
2-ой ученик:
Что есть правда? В.Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий поэт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».
1-й ученик (приводит цитату из давнего интервью с В.Астафьевым):
«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».
2-ой ученик:
«Дата создания «Печального детектива»: 1982-1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.
Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.
Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу о ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».
Учитель (вступление):
«Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть роет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».
Вопрос: Так кто же такой Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
(Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.
Но он борец. Даже по первому его посещению издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходил с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»)
Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, есть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примерыю
(Теща Сошнина, Ф.Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский.)
1-й ученик:
Еще в 1974 году, когда вышла книга «Царь-рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда-то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я , ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, в успокоенном мире».
Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лина, Тутышиха, мать Юльки.)
«Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась». (Выступление ученика.)
1-ый ученик:
«Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья». И в конце романа Астафьев подчеркивает эту мысль: Муж и Жена.
«От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?
И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».
Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?
(С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря-казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту.
Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.
(Прочитать стихотворение А.Вознесенского «Ахиллесово сердце».)
«Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.) Так что с нами происходит?
«Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.
Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».
Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?
8. Итоги.
9. Оценки. Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: Л.Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
Отзыв о проведении занятия преподавателем Николаевой Н.Н.
Дисциплина: Литература.
Тема: ”Нравственные проблемы произведений В.Астафьева”.
Тип образовательной технологии: Технология развития проблемного и аналитического мышления.
Использование технологии развития проблемного и аналитического мышления способствовало повышению педагогического эффекта, позволило развить у студентов такие качества, как: любознательность, активность, заинтересованность в образовательном процессе (студенты активно принимали участие в обсуждении вопросов; осознанно и аргументировано высказывали своё мнение).
Николаева Н.Н. в ходе занятия смогла сформировать умение вести самостоятельную поисковую деятельность, повлияла на развитие логического, критического и творческого мышлений студентов, и они смогли продемонстрировать свой уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности. В результате положительные оценки получили 73 %.
Использование ИКТ повлияло на мотивацию обучения и стимулировало познавательный интерес студентов, что дало возможность эффективнее провести самостоятельную работу.
Методист КТУИС___________ Дерябина И.В.
Отзыв о проведении занятия по дисциплине «Литература» преподавателем Николаевой
Тема занятия: Нравственные проблемы произведений В.Астафьева.
Преподавателем четко спланированы тема, цели и задачи занятия, реализация происходит последовательно согласно интегративной технологии.
Интеграция материала по дисциплине литература дала возможность учесть познавательные интересы студентов, их возраст, заинтересованность, способности, не ограничивая при этом преподавателя в выборе методов, средств и форм обучения.
В целях формирования коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения к себе и другим на занятии была создана свободная и позитивно-настроенная обстановка, что способствовало устранению неуверенности подростков.
Николаева Н.Н. в конце занятия подвела итоги деятельности студентов, объясняя и комментируя ответы.
Применяемые преподавателем методы (наглядные, словесные и практические), интеллектуальная нагрузка, применение ИКТ позволили сохранить познавательную активность студентов на протяжении всего времени занятия и, следовательно, выполнить поставленные задачи