Цели. Учить устанавливать соотношения по высоте.
Задачи. Учить детей устанавливать соотношения между 3 предметами по высоте, расставляя предметы в ряд в порядке убывания и возрастания.
Развивать зрительное внимание. Расширять активный словарь, пользоваться словами самый высокий, низкий, выше, ниже.
Продолжать закреплять навыки счета по образцу, раскладывать предметы ведущей рукой, слева на права. Воспитывать у детей привычку к точности.
Деманстрационный материал. З детских стульчика и 3 брусочка (шкафчики), последовательно увеличивающиеся по высоте. Игрушка медвежонок. Карточки с кружками в количестве от3 до 5 шт.
Раздаточный материал. У каждого ребенка карточка с двумя свободными полосками. На столах по два подноса с раздаточным материалом (ёлочками высокими и низкими).
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Педагог читает стихотворение.
Мы ребята мастера, стул сломали мы вчера.
Молотком тук – тук стучали, гвозди долго забивали.
Получилось как – то криво, отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким.
Верх узором украшали, мастера смотреть позвали.
Ребята, сегодня к нам на занятия пришел мишутка, он просит вас помочь ему, найти его стульчик. Педагог ставит 2 стульчика один на левую сторону, а другой на правую сторону от детей. Затем спрашивает: « Какой стульчик выше? Какой ниже? Как узнать?» Предлагает ребенку поставить стульчики рядом. Далее выясняет, какой стульчик выше, какой ниже, спрашивает: «Почему про один стульчик дети сказали, что он выше, а про другой ниже?» Выслушав детей, педагог делает вывод: «Стульчики разной высоты. Вот какой высоты этот стульчик!»
Педагог проводит рукой от основания до верха стульчика и, разведя руки в вертикальном направлении, показывает, какой он высоты. «Какой высоты второй стульчик?»- спрашивает педагог. Дети все вместе, раздвинув руки в вертикальном направлении, показывают, какой высоты каждый из стульчиков. Затем педагог ставит еще один стульчик. Вызывает одного ребенка, предлагает ему сначала показать, какой высоты данный стульчик, а потом, расставить стульчики по порядку (начиная с самого высокого), произносить слова: «Самый высокий, этот ниже, самый низкий». «Ребята, посмотрите, как обрадовался мишутка, теперь он быстро сможет найти свой стульчик,
«папин» Михаила Ивановича самый высокий, «мамин» Анастасии Петровны ниже, а его стульчик, самый низкий. Мишутка благодарит вас за помощь » - говорит педагог.
Физкультминутка.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну сторону и другую.)
Встанем, дети, на носочки,
Руки тянем в потолок. (Потягивание – руки вверх.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем. (Приседание.)
А теперь ходьба на месте,
Раз- два – три, раз – два – три, (Ходьба на месте.)
Нам учиться интересно!
Сядь на стульчик и замри.
Далее, педагог вызывает, ребенка поручает ему, расставить 3 «шкафчика» (брусочки) слева направо в ряд по порядку от самого низкого до самого высокого. Выполнив задание, ребенок рассказывает, сколько «шкафчиков» и в каком порядке расставил.
Педагог вызывает 2-3 детей, они рассказывают, сколько и в каком порядке ( убывания, возрастания), расставлены «шкафчики». Затем все вместе проговаривают еще раз.
Работа с раздаточным материалом.
Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем, игра на внимание. Перед вами карточки с пустыми полосками. « Вам нужно сосчитать, сколько кружков на моей карточке, и положить столько же высоких стульчиков на верхнюю полоску (показывает карточку с 4 кружками). А на нижнюю полоску столько низеньких стульчиков, сколько кружков на этой, карточке (на карточке 5- кружков)» Педагог напоминает детям, что нужно раскладывать стульчики слева на права. Дети сравнивают количество высоких и низких стульчиков. Задания выполняется еще раз.
Работа в тетради.
1. Найти, и обвести самые высокие стульчики.
2. Под столом уселась кошка,
А над нею стол без…. Что же, забыл дорисовать художник. Давайте дорисуем.
Итог. Давайте вспомним, чему мы с вами сегодня учились? Учились сравнивать высоту предмета. Расставлять предметы в порядке возрастания и убывания по высоте. Что делали? Помогли медвежонку найти свой стульчик. Раскладывали и считали стульчики (высокие и низкие). В тетрадях находили высокие стульчики, дорисовывали ножку у стола. Отметить активность детей на занятии.