Ход занятия:
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть,
Будем мячик отдавать
Слова зимние вспоминать.
(Дети передают друг другу массажный мячик, прокатывая его в ладонях и называя слова, характеризующие зимние явления природы, например: холод, мороз, снег, снежинка, вьюга, метель).
Л-д: Чтобы зимой не простудиться надо правильно дышать. Как правильно дышать: ртом или носом?
-Подыши ноздрей одной. Вдох-выдох (3 раза)
-Пальчик быстро поменяй
-Упражненье повторяй. Вдох-выдох (3 раза)
Л-д: могут пройти на свои места те, кто назвал слова: холод, мороз, метель (дети проходят), л-д: - а теперь те, кто назвал снег, снежинка, снеговик (дети проходят и садятся) и т.д.
Сообщение цели занятия. Игра «Почини слово»
Л-д: -Дети, сегодня я хотела поговорить с вами о … .
-Что такое? Не пойму! Были слова понятные, а сейчас в них нет первого слога.
-Это проделки слогоешки. Он съел слоги.
-Помогите починить слова.
Л-д: …ница, …гирь, …рона, …лубь, …рока, …тел, …робей, …ристель.
(Дети отвечают и получают картинку с изображением птицы)
-Как назвать одним словом, о ком мы будем говорить? (птицы). Л-д прикрепляет на фланелеграф полоску, обозначающую слово.
-Да, правильно, это птицы.
-Подумайте, как сказать двумя словами, о ком мы будем говорить?
(-Какие это птицы? Дети отвечают «Зимующие птицы», л-д прикрепляет на фланелеграф еще одну полоску.
-Повторим все вместе тему занятия:
Дети проговаривают: «-Зимующие птицы».
Игра «Какой он? Какая она?»
Л-д: посмотрите на своих птиц, они все разные? Поиграем в игру «Какой он? Какая она?» каждый из вас про свою птицу скажет одно-два слова и покажет нам птицу.
(Дети встают, показывают картинку и говорят слова-признаки)
Игра «Один-много».
Л-д: предлагаю поиграть в игру «Один-много». Разделимся на 2 команды. В первой команде (Слева) будут птицы, название которых состоит из 2-х слогов, во второй команде (справа)– из 3-х слогов.
(Дети по очереди произносят слово по слогам и идут к своей команде.)
По очереди дети называют птицу, а противоположная команда хором говорит: «много …»
Снегирь много снегирей
Синица много синиц
Голубь много голубей
Ворона много ворон
Дятел много дятлов
Сорока много сорок
Воробей много воробьев
Л-д: -Прикрепите своих птиц на фланелеграф. И постройтесь в кружок (стайку)
Динамическая пауза.
Л-д: - немного отдохнем, я превращаю вас в зимующих птиц, вы будете делать, то о чем я говорю.
Дети выполняют движения по тексту.
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
Л-д: - Превращаю птиц в детей, на свои места скорей!
Игра «Угости птицу».
Л-д: - Как вы думаете, легко птицам зимой найти зернышки, крошки, или другой корм? (Дети: - Трудно)
Л-д: -Почему? (Дети: - Потому что зимой все засыпано снегом)
Л-д: -Что люди могут сделать для птиц? (Дети: кормушки, кормить птиц)
Л-д: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Угости птиц».
Во время игры дети говорят:
-Я угощу воробья хлебными крошками.
-Я угощу синицу салом. И т.д.
Работа на листочках.
Л-д: Я раздам вам листочки, на них контуры нескольких зимующих птиц. Дети за первым столом должны найти и обвести по контуру снегиря красным карандашом, а дети за вторым столом голубя синим карандашом.
Дети выполняют работу.
Л-д: покажите снегирей. Хорошо.
Покажите голубей. Хорошо.
Все с работой справились.
Итог занятия.
- Вспомним о ком мы сегодня говорили?
(Мы говорили о зимующих птицах).
-Каких зимующих птиц вы запомнили?
(дети перечисляют).
-В какие игры играли?
(дети называют).
Л-д: Вы хорошо сегодня поработали.
Много отвечали … (перечисляются дети).
Быстро думали …(перечисляются дети).
Правильно говорили …(перечисляются дети).
Занятие окончено.