Цель: развивать словарь у детей и грамматические признаки языка.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;
Продолжать учить детей обобщать предметы.
Коррекционно-развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики;
Расширение и уточнение словаря;
Продолжать учить детей отгадывать загадки;
Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.
Коррекционно-воспитательные:
Развитие у детей наблюдательности;
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: тетради, карандаши, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно отгадает загадку.
Рогатая, а не олень,
Дает молоко, а не корова. (Коза)
До того она жирна,
Даже шея не видна. (Свинья)
Не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Овца)
Мы вымыли руки и сели за стол,
А он неумытый обедать пришел.
И с ним бесполезна любая беседа,
Он вымоет лапки, но после обеда. (Кот)
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака)
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Кто у кого?»
Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру. Для этого вам нужно вспомнить детенышей домашних животных.
Скажите, а как зовут детеныша коровы? (Теленок)
У собаки? (Щенок)
У кошки? (Котенок)
У овцы? (Ягненок)
У лошади? (Жеребенок)
У свиньи? (Поросенок)
Игра «Кто где живет?»
Ребята, а где же живут наши домашние животные? Лошади – в конюшне; а где же коровы? (в коровнике); а свиньи где живут? (в свинарнике); а кролики где живут? (в крольчатнике); а где же живут собаки? (в будке).
Физкультминутка.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим, как ребята,
И как мишка волосатый.
(Все движения выполняются по тексту).
Игра «Кто может быть?»
Посмотрите внимательно на картинки и скажите: кто может быть бодливым? (Коза). А пушистым кто может быть? (Кошка). А рогатым? ( Корова). А кусачим? (Собака).
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Игра «Какое слово отличается?»
Ребята, я буду вам говорить одинаковые слова, и если я сделаю ошибку, то вы хлопните в ладоши.
Будка – дудка
Кошка –ложка
Коза – коса
Коза – гроза
Кошка – мошка.
Упражнения для развития мелкой моторики.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
(Указательный палец и мизинец изображают рога)
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.
(Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз, изображают колокольчик).
Работа в тетрадях для развития графических навыков у детей с ОНР.
Детям предлагается дорисовать доски у будки, дорисовать полосатого кота и пятна у собаки.
Детям раздаются картинки. Им необходимо обвести животных по контуру и разукрасить их.
Образование сложных прилагательных.
Ребята, если у коровы длинный хвост, значит она какая? (длиннохвостая)
У свиньи короткие ноги, значит она какая? (коротконогая)
У кролика длинные уши, значит он какой? (длинноухий)
У лошади длинная грива, значит он какой? ( длинногривая)
Развитие общей моторики.
Осторожно, словно кошка,
Поиграю я немножко:
Я легко со стула спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
(Все действия выполняются по тексту)
Итог занятия.
Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось сегодня? Каких домашних животных вы запомнили?
Домашнее задание.
1.Каждому ребенку раздаются карточки, им необходимо нарисовать по клеткам домашних животных.
2. Задание «Где какой щенок». Раздаются корточки и детям необходимо раскрасить Тобика коричневым цветом, Бобика – черным, а Шарика нужно оставить белым.