«Веселые снеговики».
Цель: Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы свое рабочее место.
Необходимые материалы к занятию:
Рамка с изображением новогодней елки. Картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, снеговика, снегиря и Снежной королевы. «Льдинки» из бумаги. Изображения снеговиков в разных позах с разным выражением лица. Ножницы и клей, кисточки для клея, заготовки из бумаги для вырезания снеговиков и их украшения.
Ход занятия:
1.На доске пять картинок, закрытых «льдинками» из бумаги неправильной формы.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости, в снежное царство. А как вы думаете, какое там время года? (Зима)
А почему там зима? (Царство снежное, а снег бывает зимой.) А что еще бывает зимой? (Мороз, холода, метель, вьюга, сосульки.) А вы хотите познакомиться с жителями снежного царства? Вот под этими льдинками спрятаны их портреты. Давайте мы узнаем, кто они. (Дети по очереди открывают картинки и называют, кто на них изображен).
Откройте правый верхний портрет (Дед Мороз)
Откройте левый верхний угол (Снегурочка).
Откройте правый нижний угол (Снежная Королева).
Откройте левый нижний угол (Снегирь).
А в середине портрет еще одного жителя снежного царства. Отгадайте про него загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
(Снеговик)
(Открыть картинку).
2.
Звучит завывание вьюги. Входит Снежная Баба.
Снежная Баба:
Помогите, помогите!
Воспитатель: Что случилось?
Снежная Баба:
Большая беда со мной приключилась. Прошлой зимой у меня было много родственников – снеговиков. Мы очень весело проводили время. Зима - очень веселое время года!
Воспитатель: А что же в ней веселого? Мороз, холодный ветер, темнеет рано, все снегом засыпает! А чем же можно заниматься зимой на улице в мороз?
Снежная Баба:
Зимой можно очень весело проводить время. Ребята, а вы знаете какие-нибудь зимние забавы? Как можно развлечься зимой?
Ответы детей: (Кататься на коньках, санках, лыжах, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговиков).
Снежная Баба:
Да, нам было очень весело. Вот фотография моей семьи. Вот какая у нас была большая семья: папа, мама, братья и сестры. (Выставить на доску «семейный портрет» снеговиков). Кто изображен на портрете? Почему вы так думаете? (Ответы детей). А какое настроение у снеговиков? Почему вы так думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: А куда же подевалась твоя семья?
Снежная Баба Наступила весна и им пришлось уехать на север. Ох, что же мне теперь делать?! Ведь скоро праздник, с кем я его буду встречать?
Воспитатель: А какой праздник ты собираешься встречать?
Снежная Баба: Ребята, какой скоро будет праздник?
Дети: Новый год.
Снежная Баба: Да, вот я уже и елку нарядила? Очень весело танцевать вокруг новогодней елочки. Кого обычно приглашают, чтобы стало еще веселее? (Гостей, друзей). А гостей-то нет. Ой, что же мне делать?
Воспитатель: Я думаю, что мы сможем тебе помочь. Ребята, поможем Снежной Бабе? Сделаем новых снеговиков?
Кто знает, как можно слепить снеговика? (Дети описывают, как лепить снеговика.)
Снежная Баба: (плачет) Да, слепите новых снеговиков, а они опять весной уедут!
Воспитатель:
А мы сделаем снеговиков не из снежных комьев, а из салфеток.
(На каждую парту поставить мисочки с клеем, положить тряпочку для примакивания, кисточки для клея, ножницы, бумажные заготовки снеговиков, салфетки; детали, вырезанные из цветной бумаги для украшения снеговиков, фломастеры.)
Снежная Баба:
А вы из снега хоть что-нибудь слепить-то сумеете?
Воспитатель:
Конечно, сумеем. Вот смотри.
Физкультминутка «Снежки».
Раз, два, три, четыре
Загибаем по одному пальцу на счет
Мы с тобой снежок лепили.
«Лепим» снежок
Круглый, крепкий,
Очень гладкий
Поглаживаем по очереди кулачки
И совсем, совсем не сладкий
Погрозить пальчиком.
Раз – подбросим,
Имитируем подбрасывание
Два – поймаем,
Ловим, приседая
Три – уроним
Роняем
И сломаем!
Топаем ногами на месте
3. Дети начинают мастерить снеговиков.
Берут вырезанные из белой бумаги контуры снеговиков. Рассматривают их.
Определяют, что комки для снеговика разного размера: внизу большой, в середине – поменьше, а верхний – самый маленький. Намазывают круги клеем, комкают салфетку по размеру круга, приклеивают, прижимают тряпочкой.
Украшают снеговиков:
(Дети приклеивают вырезанные из цветной бумаги детали).
-Что можно надеть на голову снеговику? (Предложения детей: кастрюлю, шляпу, сковородку, ведро и т.д.). Приклеивают головной убор.
-Чем украсим туловище? (Маме приклеим фартучек. Снеговику-папе наденем галстук- бабочку. Малышу снеговичку повяжем на шею шарфик).
-Из чего можно сделать рот? (Из угольков.) Приклеиваем шарики из черной бумаги.
-Из чего сделаем нос? (Из морковки или уголька) Скатать из оранжевой гофрированной бумаги «морковку», приклеить.
-Можно надеть на снеговика валенки или ботинки, а снеговику-маме подойдут и туфли.
4. После завершения работы, снеговиков оставить для высыхания.
Дети в это время играют со Снежной Бабой в игру «Собери снеговика»
(Собирают снеговиков из отдельных деталей).
Снежная Баба:
Какие красивые снеговики получились. Давайте пригласим их к моей елочке.
Снеговиков разместить и наклеить вокруг елки. Дети рассматривают снеговиков, определяют их настроение.
Снежная Баба:
Большое спасибо вам, ребята! Теперь мне не будет одиноко, вот какая у меня теперь большая семья!
В конце занятия Снежная Баба угощает детей зефиром. Прощается и уходит.