Тема: Загадки из «чудесного» мешочка.
Цель: Познавательно-речевое и социальное развитие детей
Задачи:
Упражнять в умении отгадывать и составлять загадки, построенные на описании и сравнении;
развивать умение детей внимательно слушать, понимать содержание рассказа и отвечать на вопросы;
развивать чистую четкую речь;
упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в описании зайчат;
активизировать словарь детей: угадать, пощупать, ухаживать, маленький, малюсенький, крошечный, пушистый, беспомощное;
воспитывать желание проявлять доброжелательное, заботливое отношение к животным;
реализовывать двигательные потребности детей посредством смены разных видов деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».
Предшествующая работа: Рассматривание и описание мышки, белки, зайца. Чтение рассказов и стихов о животных. Разучивание хороводной игры «Заинька, выходи!». Рисование зайчика.
Материал: «чудесный мешочек», игрушки ( мышка, белочка, заяц), магнитофон, фонограмма народной песни «Заинька, выходи!», книга Е. Чарушина «Про зайчат», иллюстрация к рассказу, шапка-маска зайчика.
Организация и методика проведения
непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель вносит в группу и показывает детям «чудесный» (из нарядной ткани) мешочек, спрашивает их: «Чей это мешочек?»
Я - чудесный мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется узнать,
Что там спрятано опять?
Воспитатель:
- Ребята, как можно узнать, что в этом мешочке?
Дети: угадать, пощупать, заглянуть, достать
Воспитатель:
-А еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т. е. рассказать, какой это предмет, но не называя его. А правильную отгадку мы будем доставать из чудесного мешочка.
Воспитатель предлагает сесть детям на стулья полукругом и отгадать загадки.
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки,
В норке живет, корки грызет. (Мышка)
- Что есть у мышки? Как о мышке говорилось в загадке?
2. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
- А эта загадка о ком? Как вы догадались, что это белка?
Воспитатель приглашает 2-3 детей посмотреть, что лежит в мешочке и загадать загадку для остальных детей. Дети самостоятельно придумывают загадку: описывают игрушку зайчика (длинные уши, короткий хвост, маленький, беленький, пушистый).
- Как вы догадались, что это зайчик?
Музыкальная пауза. Игра «Заинька, выходи!» (под фонограмму)
Воспитатель:
-Сегодня, ребята, я прочитаю вам рассказ о двух мальчиках.
Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата».
Воспитатель вывешивает на мольберте иллюстрацию к рассказу.
Вопросы к детям:
- О ком говорится в рассказе?
- Каких зайчат нашли дети?
- Какими словами можно сказать о них?
- Расскажите, как дети спасли зайчат?
- Кто помог им в этом?
- Легко ли таких маленьких зайчат спасти и ухаживать за ними?
- Придумайте, пожалуйста, название этому рассказу.
Воспитатель:
- Ребята, подумайте и скажите: как вы поступите, если найдете маленькое, одинокое, беспомощное животное?
Дети: пожалеем, принесем домой, накормим, будем ухаживать.
Воспитатель:
- Мне очень приятно, что вы поступите благородно: поможете, не оставите в беде беспомощное существо.
Давайте вместе вспомним чистоговорку про Зою и зайку.
Речь с движением.
Заботится Зоя о зайке, (гладит воображаемого зайку)
А зайка о Зое-хозяйке. (показывает уши зайца)
Даст Зоя капусту зайке, (выводит руки вперед ладонями вверх)
А зайка даст пуху хозяйке. (поочередное скрещивание рук у груди)
Рефлексия.
Воспитатель берет в руки игрушку зайчика, поглаживает его и предлагает детям встать в круг:
- Представьте себе, что вы нашли зайчика. Подумайте, какие добрые слова вы ему скажете? Давайте будем передавать зайчика друг другу и говорить эти слова.
Дети передают зайчика из рук в руки и произнося слова определения.
Воспитатель предлагает после небольшого перерыва слепить угощение для зайчика (овощи).