Тема НОД «Найти «ручку»
Задачи:
- помочь детям понимать значение некоторых многозначных
слов, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них;
- пополнить и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах;
- научить составлять предложения со словом «ручка», употреблять его в разных значениях;
- продолжать учить детей активно участвовать в беседе;
- развивать мелкую моторику рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность);
- закреплять умение выразительно читать стихотворение;
- развивать тактильные ощущения.
Словарная работа: рука человека, ручка для письма, ручка утюга, двери, зонта, сковородки, чашки, ложки, кастрюли и т. д.
Демонстрационный материал: картинки и предметы на многозначные слова: «Ручка», «Иголка», «Лисички», «Льёт», игра «чудесный мешочек».
Предварительная работа: знакомство со значением слов «»Игла», «Льёт», «Звонок», чтение рассказа Пермяка «Для чего руки нужны».
Ход занятия:
(дети сидят полукругом на стульчиках)
- Дети, есть много разных слов. Вас даже зовут по-разному: Варя, Саша, Таня. Можно ещё называть ласково: Варенька, Сашенька, Танечка.
Есть слова обидные, грубые от которых портится настроение. Их неприятно слышать и мы их не будем говорить. А есть слова, которые мы употребляем часто, и называем одним словом много разных предметов.
Если я скажу слово «Иголка» Что вы себе представили?
(иголки у ёлки, ежа, швейная иголка)
- А теперь я скажу «Льёт». Что вы ответите. (льёт дождь как из ведра, из крана льётся вода, малыш льёт слёзы).
- А мы ещё знаем слово »Лисички», и даже учили про них шуточное стихотворение. Давайте расскажем его.
-Кто вы?
- Лисички. Дружные сестрички.
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
- Дети, а сейчас я вас познакомлю ещё с одним необычным словом.
Для этого мы с вами отправимся на выставку и осмотрим разные предметы.
- Что вы здесь видите?
(на столах – предметы: два зонта: взрослый и детский, ручка для письма, кастрюлька, сковородка, сумка, чашка и др.)
Да, это сковородка. За что я её держу? Правильно - за ручку. А зачем ей ручка? Чтобы брать с плиты и не обжечься. Ручка у неё пластмассовая.
А эта ручка для чего нужна? Для того чтобы писать.
Как вы думаете, почему у кастрюли две ручки? Чтобы удобно держать. А теперь говорите, что я буду делать. (кладу ручку на стол, беру чашку за ручку. (Про зонты - по времени. Чей? и т. д.)
Ребята, вы догадались какое слово спряталось на выставке?
Это «ручка». Зачем нужна ручка? (чтобы держать что-то)
- Какие ручки вы видите в комнате?
Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, у сумки, у сковородки, у шкафа, у вилки и т. д.)
- Заканчивайте предложения, которые я начну.
- Ручкой можно …(писать).
- За ручку можно чашку…(держать, брать).
- Сейчас мы поиграем. Кто больше назовёт предметов, у которых есть «Ручка». (Если дети затрудняются, то обратить внимание на предметы на выставке).
- Вот сколько мы знаем предметов со словом »ручка».
(дети садятся на стульчики)
- Дети, посмотрим на свои руки.
- Моя рука большая, а у вас? (маленькая)
- Как мы её называем ласково? (ручка)
- Что умеют делать наши ручки? (застёгивать пуговки, рисовать, держать ложку и ещё очень много разных дел и любим играть.
Приготовили наши ручки, пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
- А это наш любимый «Чудесный мешочек». Давайте и с ним поиграем.
Пусть наши ручки догадаются, что лежит в мешочке.
(дети наощупь узнают предметы: деревянный кубик, пластмассовые мелкие игрушки, кукольная посуда и др.)
(по времени—играют все или часть детей)
- Так о чём мы сегодня беседовали?
- Что вам понравилось?
-И вы мне очень понравились. Молодцы.