Ход занятия
Организационный момент
Дети, передавая игрушку (сердечко) по кругу, желают друг другу доброго утра, последний – передаёт сердечко воспитателю.
«Доброе утро, Машенька и т. д.»
Введение в тему
Звучат голоса птиц. На столе появляется конверт с письмом.
Воспитатель. «Кого вы слышали? Каких птиц по голосу вы узнали?
Ребята, птицы прислали вам письмо. Давайте откроем конверт и прочтём его:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приготовили для вас сюрприз «Сундучок сказок». Чтобы отыскать клад, вам надо отгадать ключевое слово, выполнив задания на волшебных листочках. Желаем удачи!»
Хотите найти клад?
Основная часть
Воспитатель. Давайте рассмотрим карту-план и найдём листочек с заданием №1. Слушайте внимательно: одна клеточка вверх и одна вправо. Кто хочет открыть квадрат? Открываем (на квадрате нарисованы отдельные части тела птиц, знак вопроса и кружочки-символы звуков).
1. Игра «Собери картинку»
Воспитатель. Вам надо собрать картинку, назвать её и определить первый звук, прикрепив прищепку нужного цвета.
Воспитатель проверяет работу детей. Задаёт вопросы: Какая птица у тебя получилась? Держи картинку. Какой первый звук в слове синица? Какого цвета прищепку ты прикрепил?
Дети. У меня получилась синица. Первый звук Сь. Это мягкий согласный звук. Прикрепил зелёную прищепку.
Воспитатель выставляет ширму с изображением дерева. Воспитатель. Посмотрите, какие птицы к нам прилетели. А как мы назовём птиц, которые зимуют в нашей стране?
Дети. Это - зимующие птицы.
Воспитатель. Молодцы. Все, верно, справились с заданием. У нас первая буква. Послушайте – К.
Ищем листочек с заданием №2. Две клеточки вверх и одну влево. Открываем. Посмотрим, что это? Рисунки подсказки (на квадрате – мнемотаблица).
Воспитатель. Ребята, в этом задании нужно запомнить стихотворение «Кормушка», автор Н. Нищева, с помощью таблицы.
Читаю стихотворение с одновременным показом опорных сигналов в мнемотаблице:
Сколько птиц к кормушке нашей Четыре хлопка в ладоши.
Прилетело? Мы расскажем: Кисти рук, касаясь запястьями, изображают крылья птицы.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы дети загибают по одному пальцу
Шесть ворон и голубей, на левой руке, начиная с мизинца.
Дятел в пёстрых пёрышках –
Всем хватило зёрнышек! Дети имитируют насыпание зёрен щепотками обеих рук
Воспитатель. Вы все молодцы. Я думаю, что у нас появится следующая буква. Давайте послушаем – У.
Воспитатель. Отправляемся дальше на поиски следующего задания? Две клеточки влево и одна клетка вниз. Ребята, что здесь нарисовано? (Здесь нарисован куб с предлогами.) Нам нужно составить предложение
3. Куб «Предлоги»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать
Дети составляют предложения с предлогами (Синичка сидит на ветке.)
После этого у детей появляется ещё одна буква. - Б
Отправляемся дальше? Слушайте внимательно: Одна клеточка влево и две вниз. На квадрате нарисованы карусели и птицы.
Нам предлагают отдохнуть, покататься на карусели, составляя загадки. Покатаемся? Составлять загадки будем про птиц.
4. Игра «Карусель»
Дети встают в два круга. Во внешнем круге четыре человека. Остальные – во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой–против. Внешний круг проговаривает считалку:
Карусель, закружись,
А потом остановись.
Кто словечко угадает,
В дружный круг к нам попадает.
Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку-описание.
Дети из внутреннего круга отгадывают описываемый предмет. Тот, кто первым дал правильный ответ, переходит во внешний круг (попадает на карусель). Круги повторяют движение. Внешний – снова проговаривает текст о карусели. Новичок загадывает загадку ребятам внутреннего круга.
Воспитатель. Вот какие молодцы. Правильно составляли и отгадывали загадки про птиц. Давайте послушаем. Теперь у нас появилась четвёртая буква - И.
Ищем листочек с заданием? Одну клеточку влево и две вверх. Все нашли? Кто хочет открыть последний квадрат и узнать задание? Открываем.
На квадрате нарисованы куб «Читай-ка» и птицы
5. Куб «Читай-ка»
Воспитатель. Ребята, нам предлагают прочитать слог на выпавшей грани куба, затем вспомнить название зимующей птицы, где этот слог встречается.
Дети передают куб по цепочке, проговаривая считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать.
Читаем слог. В названии какой зимующей птицы есть слог СИ?
СИ (синица), ДЯ (дятел), ГО (голубь), ВО (ворона), ЩЕ (щегол), СНЕ (снегирь).
Воспитатель. Молодцы. Вы все умники и умницы. Появилась последняя буква. Назовите её.
Дети. Эта буква К.
Воспитатель. Ребята, а сейчас, давайте составим ключевое слово и мы узнаем, где клад. Кто хочет прочитать слово? Дети читают-КУБИК.
Давайте посмотрим, где у нас сегодня самый красивый кубик? А что внутри кубика?
Дети находят сундучок сказок с надписью «клад», в котором лежит книга В.В. Бианки «Синичкин календарь» и шоколадные медальки.
V Итог занятия.
О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких птиц вы запомнили? Как мы назовём птиц, которые зимовать у нас? Какой сюрприз приготовили нам птицы? Давайте скажем спасибо. На этом наше занятие закончилось.
А вечером мы обязательно прочтём рассказы из книги «Синичкин календарь».