Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети с воспитателем заходят в группу, на полу лежат опавшие листья.
Воспитатель: Как интересно, откуда появились здесь листья? (с деревьев)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребятки. На улице стало холодно, солнышко не греет, на небе тучки темные, дует ветер, птицы улетели в теплые края. Мы все с вами надели теплые куртки, шапки, сапожки. Скажите, пожалуйста, какое на улице наступает время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках есть картинки с изображением деревьев, попробуйте их назвать.
Воспитатель показывает березу, ель, рябину, сосну (деревья, растущие на участке детского сада)… сначала деревья летом, а потом – поздней осенью и зимой. Дети узнают знакомые деревья и говорят о том, что к приходу зимы деревья «обнажаются». Вспоминают стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты. (рассказывает один из детей)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Первый снег
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре
– Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Я.Аким
Воспитатель: С приходом зимы выпадает первый снег. Он падает на землю со снежного облака, а на земле от этого появляются пушистые сугробы. Посмотрите в окошко: сегодня пасмурный зимний день. Солнышко замерзло, спряталось, небо темно-синее, почти серое, идет белый, пушистый снег!
Физкультминутка
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в снеге чтобы
Поднимаем выше ноги. (ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вот лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик (прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем, (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ой, а кто это плачет?
В группу вбегает зайчик в белой шубке.
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик!
Зайчик: Здравствуйте.
Воспитатель: Что случилось, почему ты плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать. Серую шубку мы зайчики давно поменяли на белую (полиняли), а в нашем лесу так и не выпал снежок. Совсем нет покоя нам от рыжей плутовки лисы, загоняла она нас бедненьких. Вот я и побежал искать зимушку-зиму. Затерялась она где-то в дороге, нам не до веселья!
Воспитатель: Знаешь, Зайчик, мне, кажется, наши ребятки смогут тебе помочь. Мы тебе сделаем снежную картину.
Зайчик: Вот здорово! Значит и в наш лес придет зимушка-зима!
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Зайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Мы изобразим первый снег, выпавший на березку и на елочку.
Воспитатель: А каким цветом будет снежок?
Дети: Белым.
Воспитатель: Почему белым?
Дети: Потому что снег белого цвета.
Демонстрация образца.
Воспитатель: А снежок мы изобразим так: посмотрите, я беру комок ваты и отщипываю маленький кусочек – вот так. И слегка опускаю его в клей, приклеиваю его на веточку, но снежок можно приклеивать на всю картинку, тогда у нас получится снегопад.
Воспитатель: Сначала мы попробуем на моем рисунке. Покажи, Юра, как ты будешь приклеивать снежок. А теперь я смотрю, как приклеит Настя. А теперь Лида покажет, как она умеет приклеивать снежок. А теперь каждый будет приклеивать снежок на своем рисунке. Возьмите все кусок ваты и отщипните от него маленький кусочек, слегка окунайте его в клей и приклеивайте на свои картинки.
Воспитатель следит за тем, как дети равномерно приклеивают «снег» на картинку. Во время самостоятельной деятельности детей воспитатель приговаривает:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
Звучит музыка.
Пока дети моют руки, воспитатель организует выставку работ на доске.
III. Просмотр и обсуждение.
Воспитатель: Посмотри, Зайка, какая снежная картина у нас получилась. Тебе нравится? Мы вместе с ребятами очень старались.
Зайчик: Вот теперь обрадуются мои друзья – зайчишки. Нас теперь не заметит плутовка – лиса. На белом снегу наши белые шубки не будут видны.
Воспитатель: У нас получился замечательный снегопад! Зайчик давай теперь поиграем.
Игра «Зайка беленький сидит».
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на обеих ногах.
Мишка зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с Вами поговорили о приметах прихода зимы, хорошо поиграли, помогли Зайчику, а сейчас, давайте, попрощаемся с ним!
Зайчик: Спасибо вам, ребятки! За это получайте от меня угощенье.
Зайчик угощает детей мармеладом.