Программные задачи:
Ввести детей в сложный мир добра, зла, опираясь на содержание сказки О. Уальда «Мальчик- звезда». Помочь детям научиться сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, замечать боль и радость других людей. По выражению лица, жесту, интонации понимать их состояние. Воспитывать в детях доброту.
Словарная работа: лесорубы, нищенка, властелин.
Оборудование:
портреты - равнодушного, злого, доброго - человека;
портреты - золушка и две сестры;
столб, три таблички, стрелка указатель;
коробка с сердечками ( по количеству детей);
портреты - мальчик - звезда, мать - нищенка;
серые треугольники;
конфеты.
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
Ребята, давайте встанем все в круг - друзей, (дети встают в круг)
Как приятно держать своего друга за руку, чувствовать его сильную руку, поддержку его. Улыбнитесь друг другу. Пока мы с вами разговаривали, прошло целых две минуты. А сколько можно сделать хороших дел, а эти две минуты (воспитатель показывает детям портреты трёх человек - равнодушного, злого, доброго).
ребята, а что выражают эти лица? Назовите их. ( дети называют)
правильно, а теперь послушайте знакомое стихотворение.
УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ, ОТОРВАЛИ МИШКЕ ЛАПУ
Кто из этих человечков мог бы бросить мишку, оторвать лапу? Почему вы так думаете?
А кто из них поднимет мишку, пришьёт ему лапу? Равнодушный? Злой? Добрый? Почему?
Помните сказку о Золушке?
Кто из этих девочек (показывает два портрета)- Золушка?
Почему вы так думаете?
Какая между ними разница? (дети отвечают)
С кем бы из девочек вы хотели дружить? (ответы детей)
С неряхой надо дружить или нет? (ответы детей)
Кто стал бы с ней дружить? (ответы детей)
Я думаю, что с ней надо дружить, иначе она останется такой же на всю жизнь. А хороший друг поможет ей стать аккуратной.
Ну вот, мы и доброе дело сделали. Решили помочь девочке - неряхе стать опрятной. Вот и прошла ёще 1 минута
А теперь я приглашаю вас в путешествие «Сказочную страну». Пошли. А вот и перекресток. На перекрестке столб и три дороги, а на столбе три таблички:
«Налево пойдешь - красивую игрушку найдешь»
«Направо пойдешь - с другом расстанешься»
«Прямо пойдешь - сделаешь доброе дело своему другу»
Какую из дорог вы выберете? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Мы пошли по этой дорожке. А вот и стрелка. Нужно идти в том направлении куда она показывает (доходят до елочки, там коробка с сердечками по количеству детей). Дети берут каждый по одному сердечку.
Я знаю говорят доброе сердце. А еще как можно сказать? (злое, мягкое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее сердце).
И вот мы добрались до «Сказочной страны», где вы узнаете о людях, имеющих каменное, злое, равнодушное сердце и о хороших людях у которых сердце золотое, горячее, доброе (дети рассаживаются по местам)
И так слушайте сказку Оскара Уайльда «Мальчик - звезда»
«Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребенка...» (сказка рассказывается до того момента, где мальчик прогоняет свою мать- нищенку).
Ребята, подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится (под портретами мальчика и нищенки приготовлены подносы).
Почему, вы подарили сердечко этому герою? (ответы детей)
Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки, (под портретом нищенки - коробочка с простыми треугольниками, под портретом мальчика- звезды - в красивой хрустальной вазе - конфеты)
Возьмите себе сами подарок у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам приятен? (дети выбирают)
Продолжаю сказку. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
А теперь вы примите угощение от мальчика-звезды?
Почему? (ответы детей)
Понравилась ли вам, как закончилась сказка? (ответы детей)
А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о доброте. И выложим из них «Цветок добра» (дети называют пословицу и поговорку и выкладывают лепесток к цветку)
Заканчивая занятие. Я хочу дать вам напутствие: «Дарите людям добро и оно к вам вернется»
А теперь. Нас ждут добрые дела в нашей группе, и мы пойдем их совершать.