Ход занятия
Новая тема
Воспитатель загадывает загадки.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)
*
Наступили холода, обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в берлоге.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Молодцы! А сейчас я вам прочитаю рассказ Н.Носова «На горке».
Воспитатель читает выразительно, не торопясь, не мешая проявлять свои эмоции.
Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в этой повести?
Что делали дети во дворе?
Почему Котька Чижов не вышел к ребятам?
Что было после того, как ребята пошли обедать?
Как Котька помогал исправлять горку?
Физкультурная разминка
Воспитатель: Выходите дети в круг. Игра «Мышеловка» Повторяем слова.
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть, который час…(дети гуляют)
Вот проснулась кошка,
Погулять немножко… (дети садятся на корточки)
Игру можно повторить 1-2 раза.
Речевая разминка
Воспитатель: Дети, в игре повторялся звук «Ш» в каких словах? – Мыши, вышли.
- Составим из этих слов предложение, добавив одно слово. Дети придумывают другие предложения.
Подведение итогов
Воспитатель: Теперь давайте вспомним рассказ Н.Носова «На горке» и подумаем, как должен был вести себя Котька Чижов, чтобы не было таких неприятных моментов!
Молодцы! Занятие окончено!
На горке
Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
- Вот пообедаем,- говорили они,- а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку - бух носом!
- Ого! - говорит. - Скользкая!
Поднялся и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
"Что делать?" - думает.
Думал, думал - и придумал:
"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё".
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше, взобрался на самый верх.
- Вот теперь, - говорит, - скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
- Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках.
Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.
- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посынал? Ты не видал, Котька?
- Нет,- говорит Котька,- я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
- Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?
Котька говорит:
- Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
- Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
- Ну, я не знаю,- говорит Котька.
- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
- Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!