Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
4. Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения:
Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.
Приемы:
Рассматривание подлинной игрушки – матрешки, беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов Майдан), мольберт, силуэт матрешки тонированный в бежевый цвет, кисти, краски, баночки с водой.
Ход организованной образовательной деятельности:
Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
(загадывает загадку)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … .
(Ответы детей - матрешка)
Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)
Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.
Из чего делают матрешку?
Ответы детей: Из дерева.
Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята, а давайте прочитаем стихотворение о матрешке.(дети рассказывают)
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти .
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
- Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы восемь.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим, какие традиционные виды росписи мы с вами уже знаем. (ответы детей- Семеновская, Загорская, Полхов Майдан). В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет — ...
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый.
Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...
Дети: Платок.
Воспитатель: А поверх сарафана…
Дети: Фартук.
Воспитатель: Эта матрешка хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды. В руках у нее….
Дети: корзинка с грибами или ягодами.
Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, но вначале физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи матрёшки.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек.
Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки, давайте рассмотрим их и выберем самую красивую. А за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила шоколадные медали, вы ее заслужили, потому что поработали на славу.