Программное содержание:
-познакомить детей с пингвинами и средой их обитания;
-расширять представление об окружающем мире;
-закреплять умение рисовать методом тычка;
-развивать познавательный интерес и творческие способности детей.
Материал: магнитофон, телевизор, кассета с видеофильмом «Пингвины», музыкальный диск с записью инструментальной музыки, альбомный лист, жесткая кисть, гуашь: белая, черная, красная, стакан-непроливайка, иллюстрации с изображением пингвинов, мольберт, салфетка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую!
2. Целевая установка:
- Ребята, сегодня мы узнаем много интересного о необычных птицах.
Послушайте загадку.
Вразвалочку идет, как моряк.
Белый галстук, черный фрак.
В Антарктиде среди льдин
Проводит дни свои …(пингвин)
-Покажите, как это они ходят «вразвалочку»?
-Мы с вами отправимся в холодный край, в Антарктиду.
-А, как вы думаете, где находится Антарктида?
-Давайте найдем ее на глобусе.
3. Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.
-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом?
(земля, материки).
-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).
-А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).
-А как вы думаете, где находится Антарктида?
-Чем она отличается от других материков?
4. Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».
-А вы хотите побывать в Антарктиде?
Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.
(Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка).
Дети: Волшебное покрывало над нами расправь,
И в Антарктиду нас отправь!
- Где же мы очутились?
Это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь.
- А кто здесь живет?
5. Встреча с пингвиненком.
- смотрите, кто это нас встречает? Давайте с ним поздороваемся. Пингвины – птицы древние. Они живут в Антарктиде. Около Антарктиды, со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий – это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С.
6. Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми об условиях жизни в Антарктиде.
- Ребята, а как вы думаете. Люди здесь живут?
- А почему?
- А бывают здесь люди? Кто это может быть? (ученые).
- Как они сюда добираются?
- Благодаря этим отважным людям, мы узнали очень много интересного о животном мире Антарктиды.
- А теперь давайте посмотрим фильм об этих необычных птицах.
7. Просмотр видеофильма «Пингвины».
8. Физминутка «Пингвинята».
Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Крылья вверх чуть приподняли
И быстрее побежали.
9. Беседа с детьми по содержанию фильма. Составление рассказа по схемам.
- Пингвины звери или птицы?
- Как выглядят пингвины?
- Где находятся птенцы после рождения?
- Пингвины умеют летать?
- Чем они питаются?
- Как они высиживают яйца?
- Где воспитываются птенцы?
- Как пингвины оберегают своих птенцов в непогоду?
- Как узнают пингвины своих птенцов?
- Где они живут?
- Чем же эти птицы необычны? (не летают).
10. Чтение стихотворения Г. Утробиной Пингвины».
- Ребята, Анечка знает стихотворение про пингвинов.
Там, где есть снега и льдины,
Весело живут пингвины.
В одеяньях бело-черных,
Неуклюже, но проворно,
Как смешные человечки
С льдин на льдину, как с крылечка,
Скачут весело и живо.
Видеть это – просто диво!
Их походочку вразвалку
Кто не видел – тех нам жалко.
Развеселая картина –
Наблюдать на льду пингвинов!
11. Возвращение в детский сад.
– Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора возвращаться в детский сад. Пингвиненку так понравились вы и стихотворение, что он решил отправиться вместе с нами.
- возьмем его с собой в детский сад?
(Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом).
Волшебное покрывало
Над нами расправь.
Обратно домой
Нас отправь.
- Вот и оказались мы с вами в детском саду.
-Где же мы с вами побывали?
- Кого мы там увидели?
12. Целевая установка на рисование.
- Ребята, пингвиненок прилетел вместе с нами. Но, смотрите что-то он загрустил. Наверно ему одиноко без друзей. Давайте нарисуем их. Садитесь на свои места.
13. Рисование методом тычка.
- Давайте вспомним с вами, как надо рисовать пингвина.
- Голова у него какая? (круглая).
- Тело у него какое? (овальное).
- Крылья какие? (как листочки).
- Лапки какие? (как у гусей или уток).
- А теперь сядьте правильно, расправьте спинки, ножки поставьте ровно, чтобы было удобно рисовать.
- А теперь давайте вспомним, как надо работать с кисточкой.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх – вниз, вправо – влево
Гордо словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девица в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас.
(Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют на альбомном листе. В начале дети закрашивают легкими тычками белым цветом туловище, снег и льдины).
14. Пальчиковая гимнастика.
Рисовали снежный ком
Крылья сделаем потом.
Вместо глаз –
Угольки нашлись у нас.
Пингвиненок как живой:
И с хвостом, и с головой.
Ты за крылья не тяни –
Черно-белые они!
(После паузы, дети рисуют легкими тычками черным цветом остальные части туловища. Тонкой кистью рисуют глаза, клюв, лапы).
15. Подведение итогов. Анализ детских работ.
(рисунки развешиваются на мольберте).
- Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас. _ Какой пингвиненок получился у Ани, Даши?
(задумчивый, забавный, веселый)
- Ребята, посмотрите, как понравились ваши рисунки пингвиненку. Давайте подарим ему еще нашу веселую песенку.
16. Исполнение песни М. Протасовой «Пингвины».
17. Сюрпризный момент.
- За нашу песенку, пингвиненок решил сделать нам подарок. Из Антарктиды он привез сладкие снежки и решил всех угостить ими, перед тем как уехать к себе домой. А еще он хочет угостить и наших гостей за то, что они были такими добрыми и внимательными зрителями.
(Ребята поблагодарили пингвиненка, попрощались и ушли в группу).