Пояснительная записка
Данная методическая тема создана в МБОУ Марфинская СОШ с учетом положения Национальный проекта «Образование» об информатизации образования и обновления содержания образования. Тема является плодом многолетней работы автора с учащимися и отражает не только мнение автора о месте информационных технологий в современном обществе но и то, каковы реальные потребности социума в лице большинства учащихся, чего они ожидают от уроков, на которых применяются информационные технологии.
Направленность методической темы
Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.
Особенность методической темы
Предметом изучения в данном курсе является программное обеспечение современного компьютера.
Практическая значимость
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя ос новной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок по лучает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым об легчается выбор его будущей профессии.
Новизна темы
Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
Контингент учащихся
Оптимальным для начала освоения информационных технологий как науки с присущими ей понятиями и специфической технологией является возраст 11-12 лет. В этом возрасте ребенок уже может освоить азы компьютерной грамотности как науки. До этого возраста обычно общается с компьютером на интуитивном уровне, пользуясь встроенными подсказками и механически повторяя привычную последовательность действий.
Цель и задачи
Цель: выявить возможности применения компьютера на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ и подготовить квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.
Квалификация пользователя определяется:
• культурой общения с компьютером, его использования как мощного информационного инструмента не только для работы, но и для общения;
творческим подходом к разработке информационных изделий;
широтой теоретического и практического кругозора;
уровнем развития языковых навыков.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
• обучающие: научить ребят осмысленным действиям, направленным на решение с помощью ком пьютера конкретных информационных, документальных, художественных и других задач; обучить детей практическим навыкам пользовательской работы на компьютере; обеспечить теоретическую базу, необходимую для осмысления выполняемых действий;
воспитательные: сформировать у ребенка культуру общения и поведения в коллективе, умение слушать собеседника или педагога; стимулировать стремление к здоровому образу жизни;
развивающие: сформировать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений: стиму лировать творческий подход к решению поставленных задач; развить умение и стремление к объек тивной самооценке.
Материально - техническое оснащение
Степень реализации методической темы зависит от технической оснащенности компьютерного класса, наличие соответствующего программного обеспечения и уровня материальной поддержки учебного процесса. Для разработки полноценных мультимедийных приложений с учетом приложений с учетом звуковых эффектов каждый компьютер должен быть оснащен звуковой платой и колонками (либо наушниками). Для выработки навыков работы с внешними устройствами идеальным вариантом является наличие принтера и сканера на каждые 2-3 смежных рабочих места.
Для практического освоения правил работы в Интернете класс должен быть подключен к сети, при этом время подключения должно соответствовать расписанию работы компьютерного класса. Модернизация программного обеспечения, как правило, производится по окончании очередного учебного года путем приобретения соответствующих компакт-дисков и технической литературы.
Материальная поддержка учебного процесса заключается в решении текущих материально-технических проблем: замене вышедших из строя комплектующих и приобретении расходных материалов (дисков, бумаги и картриджей для принтера).
Подход к изучению теоретических вопросов
В современных школах применяются многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, “портфолио ученика”, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие.
Опыт работы в общеобразовательной средней школе показывает, что стандартный курс школьной информатики оторван от реальных потребностей большинства учащихся (и их родителей!), которые информатику рассматривают не как будущую профессию или область для расширения «общего развития», а как положенный в жизни навык.
Поэтому:
Данная тема ориентирована на формирование у учащихся практического кругозора. Теоретические вопросы изучаются в той степени, в какой это необходимо для осмысленной работы на персональном компьютере.
Программирование — это не наука, а искусство, искусство же — удел немногих.
Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Подход к распределению учебного материала
Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Так как каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.
В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
организация проектной деятельности учащихся;
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.
В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Фильм – презентация может быть использован на уроках – проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему (см. приложение 2).
В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.
Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности <Рисунок1>.
Рисунок1
Организационный и практический этап работы педагога над методической темой на уроке информатики и ИКТ
Освоение информационных технологий имеет два уровня: исполнительский и творческий. Исполнительский уровень — это знание технических приемов, позволяющее выполнить работу по однозначно сформулированному заданию. Этот уровень не предполагает самостоятельного принятия решений и требует только четкого соблюдения заданных требований. Творческий уровень — это уме ние самостоятельно, качественно и в полном объеме выполнить работу на данную тему без четко сформулированных требований заказчика. Информационное творчество заключается в умении:
самостоятельно подобрать исходный материал для работы (текстовый, числовой, графический, звуковой, видео-), использовать разные источники информации, в умении из найденного мате: отобрать главное и отбросить второстепенное;
самостоятельно распределить отобранный материал по территории информационного изделия по страницам текстового документа, по слайдам, по частям рисунка, по листам электронной таблицы, по Web-страницам и т.д.;
учитывать восприятие работы зрителем или заказчиком: благоприятное сочетание цветов, наилучшее для привлечения зрителя сочетание графики, текста и звука, удобство просмотра, ис пользования или управления информационным изделием;
видеть и избегать небрежностей, ухудшающих качество работы: нарушение пропорций изо бражения, ступенчатый текст возле иллюстрации, резкий обрыв звукового сопровождения и т.д.
Любая самостоятельная работа рассматривается с двух точек зрения: техническая и творческая. Хорошая техника без творческого подхода не может обеспечить высокого качества информационно го изделия.
Основные направления содержания образования:
выработка практических навыков для решения конкретных информационных задач;
развитие творческого потенциала учащихся;
формирование языковых навыков.
Наибольшее внимание на уроках информатики и ИКТ уделяется стандартным приемам работы в системе Windows, офисному программному обеспечению, работе с графикой и телекоммуникации. Инновационная область информационных технологий предусматривает отдельные блоки:
Операционная система Microsoft Windows.
Основы компьютерной графики.
Текстовый редактор Microsoft Word.
Подготовка презентаций.
Электронные таблицы Microsoft Excel.
Основы Интернет и разработки Web- сайтов.
Графический редактор Corel DRAW.
Графический редактор Photo Shop.
Издательские системы Microsoft Publisher и Adobe Page Maker.
Видеоредактор Adobe Premiere.
Домашняя работа учащихся
Данной методической темой какие-либо домашние задания не предусматриваются, поскольку:
Не у всех детей имеется дома ПК с необходимыми параметрами.
Дополнительные курсы, как правило, посещают ребята, которые и без того перегружены школьными домашними заданиями.
В порядке исключения учащиеся на добровольной основе могут выполнить дома те итоговые работы, которые они не успели закончить во время занятий.
Прогнозируемые результаты
К концу курса предмета «Информатика и ИКТ» учащиеся должны:
• работать с информацией в системе Windows (запускать программы, управлять окнами, работать с дискетой, выполнять основные операции с файлами, сохранять работу на жестком диске);
• пользоваться инструментами графического редактора;
вводить, редактировать, форматировать и иллюстрировать текст, сохранять его, вставлять таблицы в текстовый документ;
описывать назначение и возможности баз данных;
объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
знать основные понятия видеомонтажа, назначение программ компьютерной верстки;
знать свойства компьютерного звука, виды ссылок, принцип работы сканера, этапы оформления текстового документа;
уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.
приводить примеры моделирования и формализации;
приводить примеры систем и их моделей;
уметь строить информационные модели из различных предметных областей (физики, математики, химии, биологии) и исследовать их на компьютере;
иметь представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;
иметь представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование
сдать итоговую аттестацию по теоретическим и практическим основам информационных технологий.
2. На уроках ИЗО и технологии в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО и технологии очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий,слайдов научных изобретений;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);
“оживлять” карты;
“посещать” крупнейшие музеи мира, современные экономические производства;
готовить презентационные доклады;
“погружаться” в пространство и время;
прослушивать записи песен;
найти в Интернете нужную им информацию;
активизировать учебный процесс.
Виды контроля и механизм оценки достижений учащихся
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление прой денного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполне ния практических заданий.
2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологи ческих правил решения изучаемой задачи.
3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в фор ме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.
5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
самостоятельность работы;
осмысленность действий;
разнообразие освоенных задач.
После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в фор ме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.
В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.
Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО и информатики и ИКТ.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.