Тема: Наблюдение. «Кошка- домашнее животное»
Цели:
1. Расширить представление о домашнем животном – кошке.
2.Развивать информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в дополнительной литературе: словарях, справочниках, художественной литературе.
3. Развивать навыки исследовательского поведения через знакомство с различными методическими приемами на этапе проверки гипотез (подумать самому, спросить у взрослых, позвонить друзьям, найти в книгах то, что исследуешь, обратиться за помощью к компьютеру)
4. Учиться фиксировать свои ответы при помощи схем, рисунков, записей. Сформировать умение четко и ясно излагать свои мысли, материал, представленный из разных источников.
5. Развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, учиться вырабатывать общее решение на основе полученных материалов
6. Проводить простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
2 слайд
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать и на уроке не зевать.
Учитель:
Как называется наше занятие? (проектная деятельность)
3 слайд
Что такое проект? (замысел, план)
Проектная деятельность? (деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике «объектов».
В проекте создаётся то, чего нет.
Каждый проект подразумевает исследование.
4 слайд
Что такое исследование? (это поиск истины, познание неизвестного)
Что значит исследовать? (подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)
В исследовании обнаруживается то, что уже есть.
5 слайд
Посмотрите на экран и назовете девиз нашего урока
( на доске написан девиз «Учитесь … …. …. …. ….. открывать!»)
Н т й а ы
Учитель: какое слово засекречено? А как вы догадались?
Ученик: Слово тайны. Здесь необходимо расставить числа в порядке убывания.
2. Актуализация прежних знаний:
Учитель: Сегодня вы маленькие ученые. Наша цель познакомиться ещё с одним методом исследования.
Что нам для этого необходимо?
Ученики: необходимо, чтобы возникла проблема.
6 слайд
Учитель: А что такое проблема? (это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения)
Ученики: невыполнимая задача, нужно найти ответ на поставленный вопрос.
Учитель: что необходимо проверить, чтобы разрешить проблему?
7 слайд
Ученики: гипотезы.
Учитель: А что такое гипотеза? (основание, предположение, предвидение событий. Гипотеза изначально НЕ ИСТИННА и НЕ ЛОЖНА – она просто не определена)
Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы.
Какие слова помогают выдвигать гипотезы?
8 слайд
Ученики: предположим, допустим, возможно, что, если….
Учитель: На прошлом уроке мы учились выдвигать гипотезы. Найдите возможную причину данного события, выдвигая различные гипотезы «Друзья поссорились…»
Ученики: предположим, что один другому не дал списать домашнюю работу.
Допустим, что…сегодня звезды расположились так, что они должны поссориться.
Возможно…они просто не поделили игрушку.
Что, если…завелся кто- то третий, который их поссорил.
3. Составление плана исследования
Учитель: Давайте с вами вспомним, какие методы исследования помогают нам проверить гипотезу?
9 слайд
Подумать самостоятельно
(Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно?);
10 слайд
Посмотреть книги о том, что исследуешь
Начать можно со справочников и энциклопедий.
Прочитать книги с подробным описанием.
11 слайд
Спросить у других людей;
12 слайд
Обратиться к компьютеру;
13 слайд
Понаблюдать (Внимательно следить глазами, изучать, исследовать предметы)
14 слайд
Провести эксперимент.
4. Физминутка (немного отдохнём) Понаблюдайте за движениями и попробуйте повторить.
15 слайд
Выход на тренировочное занятие
16 слайд
Сегодня наше занятие посвящено теме НАБЛЮДЕНИЕ.
Какую цель поставим перед собой?
Цель:
Познакомиться с наблюдением как методом исследования.
Что такое наблюдение? (Внимательно следить глазами, изучать, исследовать предметы)
Учитель: Отгадайте загадку.
17 слайд
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это …
Учитель: Тема наблюдения?
18 слайд
Кошки.
Учитель: домашним заданием было, понаблюдать за домашними кошками. Кто из вас наблюдал за ними?
(за поведением, внешним видом)
19 слайд
Цель нашего наблюдения? Зачем? (Получить как можно больше знаний о кошках).
20 слайд
Какие задачи поставили
Понаблюдать за домашними кошками..
Выяснить причины различного поведения кошек.
Подготовить выступление.
Поведение у кошек разное, иногда они проявляют нежность, ласку, а иногда недовольство, даже агрессию.
5. Сбор материала, составление плана, зарисовки, запись
Вы собрали много информации о своих наблюдениях. Вели записи, фотографировали, рисовали. Какие методы исследования помогали собирать информацию.
Учитель: с чего же вы начали своё наблюдение?
А) подумать самому (ученики вспоминают, что они знают о кошках, выполняют записи в виде рисунков, схем, записи).
Б) посмотреть в книгах (выставка книг)
Учитель: какие книги из данных помогали найти ответ на данный вопрос? (стоят на доске книги под номерами 1-словарь Даля, 2- новое о космосе, 3- энциклопедия о животных, 4 –энциклопедия «От а до Я»)
Ученик: книга под номером 1, потому что в словарях всегда есть объяснения словам.
Ученик: под номером 3, потому что рассказывает о животных.
Ученик: энциклопедии под номером 4.
В) спросить у взрослых
Г) обращались к сети интернета
Д) понаблюдать
6. Деление на группы (задания каждой группе)
Учитель: нам необходимо приготовить выступления о ваших наблюдениях.
Вы, наверно, понимаете, что приготовить выступление лично каждому сложно. Поэтому мы будем работать в группах (у нас получилось три группы).
Каждая группа получит задание по нашей теме.
1 группа (рассказать, как ведёт себя кошка, когда проявляет любовь и ласку, требует к себе внимание)
2 группа (рассказать, как ведёт себя кошка, когда проявляет недовольство)
3 группа (подготовить небольшое выступление о внешнем виде кошки, составить викторину)
Составим работы
21 слайд
7. Доклад о кошках.
22-32 слайды
Мы с Ксюшей предлагаем вам посмотреть небольшой сюжет о кошках, возможно, вы получите для себя какие-то новые сведения.
21 слайд
На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Её называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой. Кошка быстро привыкает к дому и становится милым и близким другом.
22 слайд
Кошка – нежное,
ласковое,
умное,
красивое,
преданное человеку животное.
27 слайд
Правильно воспитанная кошка не причиняет хозяину неприятных хлопот, а в тяжелые минуты жизни поможет снять нервное напряжение, избавит от стресса, отвлечет от грустных мыслей и повседневных забот.
28 слайд
Кошки очень чистоплотны –вылизывают шерсть так тщательно, что, кажется, что не пропустят ни одного волоска.
29 слайд
У неё очень тонкий слух - она слышит малейший шорох, который производят мыши и тотчас же настораживается.
30 слайд
У них острое зрение. Кошки видят в полумраке гораздо лучше, чем человек.
Зрачки кошки – своеобразные «часы». Днём при ярком свете они узкие, точно щёлки. А с наступлением темноты – расширяются.
31 слайд
Кошка живёт рядом с человеком много тысяч лет, но всё-таки до сих пор остаётся существом во многом таинственным.
Сейчас вы можете приступать к составлению сообщений.
8. Выступление учащихся.
9. Подведение итогов: Что нового вы узнали о кошках?
Какой метод использовали? Вы сегодня готовили выступления о своих наблюдениях. Что же такое наблюдение?
Вывод: Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.
33 слайд
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
10. Рефлексия.
34 слайд
Прошу высказать своё мнение об уроке, начните со слов…
Мне больше всего удалось ….
От этого урока я получил ….
Урок был интересен тем, что …
Урок заставил задуматься о …
Урок навёл на размышления о …
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить одноклассников за …
Я не доволен своей работой на уроке потому, что…
.
9. Домашнее задание: оформить результаты своей работы в виде: буклета, газеты, коллажа, презентации.
В мире интересного.
Кошки не живут стаями, они индивидуалисты. Являются прекрасными психологами, разбираются в человеческом характере.
На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Ее называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой.
Во Франции кошку считали вместилищем злых духов. А людей, которые держали кошек, церковь преследовала, потому что считалось, если человек пригрел у себя кошку, непременно занимается колдовством.
В Египте гибель кошки была большим горем для хозяев. Люди обрезали волосы, выщипывали брови. Кошка сопровождала своих хозяев во время сражений и те были неустрашимы в бою.
Как кошка открыла йод?
Это было 180лет назад. Ранним утром французский естествоиспытатель Бернар Куртуа находился у себя в лаборатории. В этот день ему предстояло провести несколько опытов. Перед ним стояли два сосуда: один с серной кислотой, а другой – с настойкой из морских водорослей. На плечах Бернара удобно расположилась кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь, от неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились, из них вытекло содержимое и стало смешиваться. Началась бурная реакция, в результате которого образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. На предметах выкристаллизовалось какое–то вещество. Им оказался йод, ранее не значившийся в справочниках. Так кошка помогла Бернару Куртуа сделать научное открытие.
Наблюдения за кошками:
- если недовольны – нервно двигает хвостом из стороны в строну.
- если кому –то непонятны ее движения хвостом, то она выбирает более выразительные средства: лапу с когтями, выгибает спину, угрожающе шипит.
- чтобы привлечь на себя внимание- скребет пол ногтями;
- свою дружбу и любовь она выражает потиранием головой о человека.
- кошка – чистюля: усы у кошки – это ориентация, при помощи их она определяет, где проходит граница этой дыры. Если она лишена усов это ее обезоруживает.