Тема: «Вода - царица»
Форма обучения: занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Расширять представления детей о состоянии воды, как жидкости.
Программное содержание:
1.Расширять представление у детей о свойствах, формах воды;
2.Способствовать развитию речи, формированию мышления, любознательности;
3.Способствовать формированию экологической культуры;
4.Совершенствовать умение детей делать заключения и выводы;
5.Воспитывать умение детей работать сообща, соблюдать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные ёмкости (колбы, пробирки), различной формы, мука, соль, сахар лимонный сок, молоко, игрушечная машинка. Краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, масло мяты, салфетки. Аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Методы и приемы:
1.Организационный момент
2.Художественное слово
3.Уточнения, опросы, игровые приемы
4.Опыты и эксперименты
Организация детей: дети совместно с воспитателем свободно располагаются в зоне для проведения опытов и исследования.
Ход занятия
I часть: Вводная
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Я хочу спросить сперва:
«Что такое все ж вода?
Почему же без воды
Ни туды и ни сюды?
Нам нужна вода всегда?»
Все ответят хором: «Да!»
Воду в чайник наливаем,
При готовке добавляем,
Моем руки и стираем,
В огороде поливаем,
Чтоб на грядочках у нас
Урожай был высший класс.
Любим плавать все в реке,
Загорать на бугорке.
Рыбку выловить в пруду
И сварить для всех уху.
Анастасия Старцева.
Воспитатель: Сегодня ребята мы поговорим с вами о воде. Воде, которая окружает нас всюду. Давайте вспомним, какую роль играет вода в нашей жизни. (Ответы детей). А сегодня мы с вами познакомимся с различными свойствами воды.
II часть: опыт
1.Есть ли у воды форма?
Обратите внимание ребята на то, что у нас находится на столе. (Ответы детей) мячик, треугольная призма. Воспитатель соглашается, да все предметы имеют свою форму. А вот интересно, вода имеет её? (ответы детей). Воспитатель предлагает проверить данные ответы с помощью проведения опыта.
Вода – жидкость. Вспомните после дождя, что происходит с дождевыми осадками? (ответы детей) На асфальте образуются лужи, становится земля влажная. Для того что бы доказать то или иное высказывание мы ложны доказать его правдивость.
Нужно взять пробирку и налить в нее воду, а теперь перельем эту воду в широкую колбу. И что мы видим? (ответы детей), в узкой пробирке вода выше, чем в широкой колбе, хотя количество воды одинаковое. Вода без сосуда не имеет форму, а принимает форму того сосуда в который её переливают.
Вывод: какой вывод мы можем сделать из этого опыта Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.
2.Есть ли цвет у воды?
Ребята обратите внимание на три колбы с жидкостями. Как вы думаете, что это за жидкости? (ответы детей), молоко, вода, и подкрашенная вода. Как мы с вами уже говорили раньше, что бы доказать правдивость высказывания нужно что сделать? (ответы детей), доказать. У нас один сосуд с водой, а другой с молоком. Давайте за сосуд с водой поставим маленькую машинку. А теперь ответьте, мы видим ее? (ответы детей) А теперь поставим машинку за стаканом с молоком. Что мы видим здесь? (ответы детей) за сосудом с молоком машинка не видна.
Вывод: через воду предметы видны, а через молоко – не видны. Значит вода прозрачная жидкость. А как воду можно сделать непрозрачной. (Ответы детей). Давайте изменим цвет с помощью краски. Давайте понемногу будем добавлять ее с, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Посмотрите через эту колбу видна, машинка? (ответы детей), очень не четко. Теперь мы можем сделать вывод? Какой? (ответы детей), что чистая вода прозрачная жидкость.
3.Какой вкус у воды?
Как вы думаете, есть ли вкус у простой воды? (ответы детей).
Воспитатель предлагает детям попробовать воду в стакане. Дети пьют воду и выражают свое мнение на вопрос. Давайте ребята попробуем доказать и этот факт. Воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимонный сок. А теперь ребята как вы думаете, вкус воды изменился. (Ответы детей) да. Ну а как мы можем это доказать? (ответы детей) попробовать. Что произошло с водой? (ответы детей) у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что произошло с теми веществами, которые мы добавляли в воду? (ответы детей) они растворились. А как вы думаете, все вещества растворяет вода? (ответы детей). Я предлагаю провести еще опыт. Попробуем в воде растворить муку и масло растительное. Дети выполняют это задание. Что мы видим ребята? (ответы детей) масло плавает, на воде не растворяется, а мука опустилась на дно.
А как вы думаете, запах есть у воды? (ответы детей) нет. А если в воду мы добавим пару капель этого вещества (мятные капли) чем стала пахнуть вода? (ответы детей). У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Вывод: у воды вкуса нет. Вода является растворителем для некоторых веществ. У воды нет запаха.
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Фильтрование воды.
Когда вы были маленьким. Вам читали сказку
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Кто может сказать, что случилось с братцем Иванушкой? (ответы детей), он превратился в козлёночка. А почему? Конечно потому, что вода грязная. А бывают ситуации, когда воды чистой рядом нет, но мы знаем что человек и все живое без воды не могут прожить. Как же быть в этом случае? (ответы детей) Дома мы используем очистительные фильтры для воды. А как быть, если мы находимся далеко от дома, а вода нужна? Люди знают много способов очистки воды. Сейчас мы с вами познакомимся с такими способами фильтрации, которые вам могут пригодиться в жизни, постарайтесь их запомнить. Чтобы сделать фильтр нам понадобятся: воронка, носовой платок, вата и емкости для воды. Воспитатель вместе с детьми решают, как сделать очистительные фильтры.
Вывод: воду можно очистить, пропустив ее через платок с ватой.
Итог занятия: и так, скажите ребята, какому веществу было посвящено
Наше занятие и что о нем мы узнали (ответы детей).