Программные задачи:
Формирующие задачи:
Закрепить представление детей о птицах; о сезонных явлениях природы.
Воспринимать несложный рассказ о птицах в зимнем лесу;
Формировать активный и пассивный словарь детей;
Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
Развивать эстетическое восприятие; творческие способности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание трудиться;
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Практические задачи:
Установления причинно-следственных связей.
Экспериментирование.
Использование ИКТ.
Предварительная работа:
Создание предметно – развивающей среды.
Просмотр мультипликационного фильма: « Воробушек- хвастунишка»
Чтение художественной литературы: «Страшная птица» А. Барто, «Птичка» В. Жуковский.
Рассматривание иллюстрации «Птицы»
Целевая прогулка в парк: «наблюдения за птицами».
Работа над развитием артикуляционного аппарата.
Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».
Словарная работа:
предметы: ворона, воробей, снегирь, синица, голова, крылья, хвост, лапки, перья, снежинки, вьюга;
действия предметов: кормить, любить, ухаживать, согревать, летают, дует.
Признаки предметов: красивые, легкие, пушистые, белоснежные, красный, желтый.
Ход занятия.
-Организационный момент (звучит аудио запись Вивальди « Зима»).
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года наступило?
Дети. Зима.
Воспитатель: Правильно, зима. Ребята, послушайте красивую музыку. Слышите, наступают холода, морозы. С неба падают красивые, пушистые, лёгкие белоснежные снежинки. И зимняя вьюга кружит их. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.
Метод эмпатии.
(Дети под музыку вживаются в образ снежинки.) В момент наилучшего вживания в образ ребенку задается вопрос.
Воспитатель: Соня, какая твоя снежинка?
Дети: Красивая.
Воспитатель: Милаша, какая твоя снежинка?
Дети: Снежная, пушистая.
Воспитатель: Ксюша, какая твоя снежинка?
Дети: Лёгкая.
Воспитатель: Ваши снежинки пушистые, лёгкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живёт в этом лесу.
- Основная часть.
Рассматривание изображений птиц.
(Использование ИКТ. изображения птиц.)
Воспитатель показывает слайды с изображением птиц.
Воспитатель: Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Повторите
Дети: Снегирь.
Воспитатель: Какая грудка у снегиря?
Дети: Красная.
Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Повторите.
Дети: Синичка.
Воспитатель: Какая грудка у синички?
Дети: Жёлтая
Воспитатель. А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона?
Дети: Кар-кар-рр
Воспитатель: Какая ворона?
Дети: Большая, черная, сердитая.
Воспитатель: Покажите мне, как ворона сердится.
Дети изображают ворону, передавая её грозный вид.
Воспитатель: Ребята, на улице очень холодно, дует сильный ветер. Ворона хочет кушать, она голодная!!! Поэтому она так сердится.
Метод «если бы» (предлагаем детям пофантазировать).
Воспитатель: Ребята, если бы ворона умела говорить, что бы она нам сказала?
Дети: Кар-кар! Холодно, дайте крошек.
Воспитатель: Правильно, ребята, ворона голодная и мы с вами обязательно покормим птиц.
Воспитатель: А кто это маленький, серенький?
Дети: Воробей.
Воспитатель: Как чирикает воробей?
Дети «Чик-чирик!
Воспитатель: Что же с ним случилось?
Дети. Он замёрз, хочет кушать.
(аудиозапись: звуки зимней вьюги)
Воспитатель: Да ребята он замёрз, потому что зимой дует холодный ветер. Слышите, как вьюга завывает. Как дует зимний холодный ветер? У-У-У…
Дети: У-у-у.
Воспитатель: Как холодно воробушку зимой на веточке? А-а-а!!!
Дети: А-а-а!!!
Пластический этюд (метод эмпатии - образно - пластическое творчество детей).
(Воспитатель предлагает детям почувствовать и понять состояние воробушка зимой.)
«Воробушек»
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).
Воспитатель: Вот мы и узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Вьюга все дороги замела, нужно птичек найти и согреть. Вы, ребята, посмотрите, под елочкой что лежит?
Дети: Снежные комочки.
Воспитатель: Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.
Упражнение: « волшебный комочек». Развитие мелкой моторики.
(Дети разворачивают сомкнутый лист бумаги и называют птиц)
Ответы детей: У меня снегирь. У меня воробей. У меня ворона. У меня синичка.
Развитие плавного длительного ротового выдоха.
Воспитатель: Давайте согреем птичку. (Предлагает детям согреть птичку своим дыханием). Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х.
Воспитатель: Мы посадим птиц на веточку, они будут слушать наш рассказ.
Работа с алгоритмом. Схема: «части тела птицы» (голова, крылья, хвост, лапки, перо.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на схему. Что вы видите на схеме?
Дети: Голова, крыло, хвост, лапки, перо.
Воспитатель: Кому они принадлежат?
Дети: Птичкам.
Воспитатель: Правильно, это части тела птицы. Я вам предлагаю поиграть в игру: « Что у человека, что у птицы?» Будьте внимательными.
Сравнение строения человека со строением птицы.
Воспитатель: У человека голова, а у птицы?
Дети: голова.
Воспитатель: У человека руки, а у пиццы?
Дети: крылья.
Воспитатель: У человека ноги, а у птицы?
Дети: лапки
Воспитатель: У человека волосы, а у птицы ?
Дети: перья
Воспитатель: У птицы хвост, а у человека?
Дети: Нет хвоста.
Продуктивный вид деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в волшебников. (Воспитатель предлагает детям надеть волшебные колпачки и стать волшебниками)
Воспитатель: Вы, ребята, покружитесь, в волшебников превратитесь и создайте сказочную птицу.
Метод - агглютинация.
На подносе у каждого ребенка из пластилина детали птицы, но одной не хватает: крыла, хвоста и т д., на втором подносе - детали заместители. Дети подбирают себе нужные детали, фантазируют и создают сказочную птицу.
Результат: сказочные птицы.
Воспитатель предлагает детям отнести своих сказочных птиц в лес и посадить их на кормушку.
Воспитатель: Дети, в нашем лесу будут жить ваши сказочные птицы.
Вы, волшебники, молодцы, а сейчас вы покружитесь и в ребяток превратитесь.
–--Физминутка: «Сказочные птицы».
Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по
бокам)
Сказочные птицы (Показывают грудку руками)
Распустили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке,
Головой вертят, ( Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят.
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что птицы улетели с веточки.
( Во время творчества детей воспитатель убрал птиц.)
Воспитатель: Ой, ребята, а где же наши птички? Что- то не видно...
Воспитатель: Наши птички улетели. Нет снегиря, синички, вороны, воробья. Где они спрятались? Посмотрите под столом. Посмотрите на стуле. Посмотрите за елкой.
Дети выполняют указание. Находит птиц за елкой (картинки с изображением птиц на кормушке, под ёлкой, на ветке).
Закрепление предлогов: ЗА, ПОД, НА.
Дети проговаривают, что изображено на картинке.
– Воробей сидит под елочкой
– Ворона сидит за кустом
– Синичка сидит на кормушке.
-Снегирь сидит на ветке.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, нашли птичек. Давайте составим про птичек рассказ.
-Заключительная часть. Игровая деятельность детей.
Рассказ о птицах по мнемокарте (алгоритм)
Воспитатель: Дети, рассмотрите картинки. Что вы видите на этой картинке?
Дети: зима, снег.
Воспитатель: Какая зима?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Какой снег?
Дети: Белый, пушистый.
Воспитатель: А на этой картинке?
Дети: Прилетели снегири.
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Семечки.
Воспитатель: Кому нужны семечки?
Дети: Птицы любят семечки.
Воспитатель показывает картинку с изображением детей, которые кормят зимой птиц. Дети рассматривают внимательно.
Воспитатель предлагает составить рассказ, используя свои предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте рассказ по этой картине.
Дети составляют рассказ по алгоритму.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы составили хороший рассказ, и мы его назовем «Мы любим птиц». Мы тоже пойдём кормить наших птичек.
Детям предлагаются мешочки с кормом. Дети кормят птиц.
Воспитатель: Вы, ребята, очень добрые, заботливые, любите птиц. Молодцы!!