Направление: познавательно-речевое.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».
Цель: формирование у детей понятий «столько же, больше, меньше» через развитие математических и творческих способностей.
Задачи:
*обучающие:
- продолжить формирование представления о двух способах уравнивания численности предметов, понимание возможности вариативных ответов;
- закреплять умение определять и называть цвета предметов, использовать понятия «один» и «много»;
*развивающие:
- развивать личностные интеллектуальные качества детей;
- развивать мыслительные операции анализ и сравнение, память, внимание, речь, воображение, творческие способности, музыкальное восприятие;
- развивать продуктивную деятельность и мелкую моторику пальцев рук через аппликацию;
- развивать познавательный интерес детей через умение имитировать голоса и движения птиц;
- развивать умение работать аккуратно, получая эстетическое и моральное удовлетворение от результатов своего труда;
*воспитательные:
- приобщать детей к нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми;
- воспитывать в детях чувство ответственности за результаты своего труда;
- приобщать детей к музыкальному искусству и русскому народному художественному слову;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, проектор; картинки с домиком на каждого ребёнка, в ванночке цветные бумажные «дощечки», клей, клеёнка, салфетка; бумажный фотоаппарат на каждого ребёнка (у педагога); печенье некруглой формы на тарелке по количеству детей; музыкальное сопровождение.
Детская деятельность: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная.
Методы: деятельный, словесный, ТРИЗ (решение проблемных ситуаций), беседа, игра, логические рассуждения, самостоятельная практическая деятельность детей, наблюдение, разъяснения, инструктаж, имитация действий, творческая деятельность, фантазирование.
Форма работы: подгрупповая.
Организационно-мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А вы рады нашей встрече?
Посмотрите, у нас на занятии сегодня присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поприветствуем – скажите гостям «Доброе утро!»
- Доброе утро, кто нам улыбнулся!
Глазки откройте – на нас посмотрите,
Мы вас любим, и вы нас любите!
- Ребята, любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? Кто из вас знает сказку «Колобок»? Замечательно, потому что эта сказка пришла сегодня к вам в гости. Давайте присядем на стульчики и встретим Колобка, ведь он вам поможет сегодня узнать много нового и интересного!
- Жил на свете Колобок, Колобок – румяный бок,
Ну а был он вот такой? (Слайд №2) - Нет!
Вот такой? (Слайд №3) – Нет!
А может такой? (Слайд №4) – Нет!
Ну, конечно, вот такой! (Слайд №5)
На окошке он студился,
Да вдруг взял – и покатился:
Сначала – к двери, потом за порог,
Припустил в лесок со всех ног!
- В лесу Колобок встретил много зверей, встречайте и вы их. (Слайд №6).
А теперь посмотрите внимательно и скажите, все ли эти звери попадались Колобку на пути? Может кого-то из них не было?
А кого встретил Колобок? (Слайд №7).
- Ребята, хорошо или плохо закончилась эта сказка? (Плохо. Лиса съела Колобка). Вот к чему приводит непослушание!
- Как вы думаете, бабушка и дедушка расстроились, что Лиса съела Колобка? (Бабушка приложила много труда, чтобы его испечь, дедушка остался голодный).
- А как можно было сделать так, чтобы Колобок не укатился? (Не открывать окно, поставить в глубокую тарелку, оставить на столе, построить вокруг дома забор).
- Давайте посмотрим на дом бабушки и дедушки. (Слайд №8).
Посмотрите, лес рядом, а это очень опасно, ведь не только Колобок может укатиться из дома, а и из леса может прийти в дом какой-нибудь дикий зверь! Вы согласитесь, если я предложу вам всё-таки построить забор? Ведь кроме нас стареньким бабушке и дедушке помочь больше некому, а вы как маленькие внучата сделаете доброе дело.
Этап практической творческой деятельности.
Аппликация «Забор вокруг дома бабушки и дедушки».
- У каждого из вас есть картинка с домиком и разноцветные дощечки. Сколько домиков у Тани? А дощечек? (Один-много: индивидуальные вопросы).
- Ребята, но есть одно важное условие – можно использовать дощечки только не красного цвета, дощечки красного цвета использовать нельзя! Дедушка и бабушка старенькие, они не любят красный цвет.
- Давайте перед работой сделаем гимнастику для пальчиков.
Поскольку дощечки приколачивают гвоздиками, мы сделаем гимнастику про гвоздики.
В прятки гвоздики играли
И головки убирали –
Вот так, вот так,
И головки убирали
- Итак, кто из вас запомнил правило? Какие дощечки нельзя использовать? Приступаем к работе.
(После аппликации, которая проходит под русскую народную музыку, детям раздаются бумажные фотоаппараты, при этом уточняется их цвет, дети фотографируют свою работу и отдают фотоаппарат и работу педагогу. Педагог приглашает детей к мультимедийной доске полюбоваться на результаты своего труда).
Этап актуализации и закрепления имеющихся знаний.
- (Слайд №9) Ребята, посмотрите, какой красивый получился у нас забор, дедушка и бабушка говорят вам за него «Спасибо!», похлопайте себе!
- На ваш забор прилетели полюбоваться птички. Кто знает, как они называются? (Ворона и воробей).
- Ворона какая? (Большая, чёрная).
Как она разговаривает? (Каркает «кар-кар»).
По небу ворона что делает? (Летает).
А по земле? (Ходит).
Походите как ворона. Покаркайте как сердитая ворона. Покаркайте как весёлая ворона. (Дети садятся).
- Воробей какой?(Маленький, коричневый).
Как он разговаривает? (Чирикает «чирик-чирик»).
По небу воробей что делает? (Летает).
А по земле? (Прыгает).
Попрыгайте как воробышки. Почирикайте как грустные воробышки. Почирикайте как весёлые воробышки. (Дети садятся).
- (Слайд №10) Сколько птичек прилетело посмотреть на забор? (Много).
- Птички хотят посидеть на вашем заборе. Причём каждая птичка хочет посидеть на своей дощечке. Как нам узнать, всем ли птичкам хватит дощечек? (Надо каждую птичку посадить на отдельную дощечку).
- (Слайд №11) Птички закончились. Всем птичкам хватило места? (Да). У нас даже осталась одна лишняя дощечка.
Как вы думаете, если у нас осталась лишняя дощечка, то кого было больше – птичек или дощечек? А меньше?
Как нам сделать так, чтобы птичек и дощечек было поровну, одинаково? (Убрать дощечку или посадить птичку).
Если мы уберём дощечку, в заборе получится дырка, Колобок опять сможет укатиться. Давайте лучше позовём ещё одну птичку. Скажите «Птичка, прилетай!»
- (Слайд №12) Все дощечки на заборе заняты. Нет лишних птичек, нет лишних дощечек. Значит птичек и дощечек у нас как? (Поровну, одинаково).
Заключительный этап. Подведение итогов.
(Дети подходят к педагогу).
- Ребята, дедушка и бабушка ещё раз говорят вам большое «Спасибо» за то, что вы им помогли построить забор. А бабушка даже приготовила вам вкусное угощение – напекла вам печенья. (Педагог показывает ребятам тарелку с печеньем некруглой формы).
- Как вы думаете, почему печенье назвали таким словом? (Его пекут, оно печёное).
- Ребята, как вы думаете, это печенье сможет укатиться, как Колобок? (Нет, оно не круглое).
- Сколько у нас в группе ребят? (Много). Печенья сколько? (Много). Как нам узнать, всем ли ребятам хватит угощенья? (Надо каждому взять по одной печеньке. Дети разбирают печенье, говоря «Спасибо», смотрят, что на тарелке не осталось ни одной, делают вывод, что печенья и детей поровну).
- Ребята, в какой сказке мы сегодня побывали?
- Кому, зачем и как помогали?
- Какие дощечки нельзя было наклеивать? Кто из вас ошибся и наклеил красную дощечку?
- Кто прилетал посмотреть на забор? Какие птички? Сколько птичек?
- Всем птичкам хватило места? Что мы сделали, чтобы дощечек и птичек стало поровну?
- Всем хватило бабушкиного печенья? Как мы смогли определить, всем ли хватит печенья?
- Что понравилось? Было ли трудно? В какую сказку хотите попасть в следующий раз?
Самоанализ занятия
Интегрированное занятие по математике в младшей группе «Колобок – румяный бок» относится к познавательно-речевому направлению. В нём отражены такие образовательные области как «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» и «Музыка».
Основной целью занятия является формирование понятий «столько же, больше, меньше» через развитие математических и творческих способностей.
Эта цель решается посредством следующих задач:
*обучающих:
- продолжить формирование представления о двух способах уравнивания численности предметов, понимание возможности вариативных ответов;
- закреплять умение определять и называть цвета предметов, использовать понятия «один» и «много»;
*развивающих:
- развивать личностные интеллектуальные качества детей;
- развивать мыслительные операции анализ и сравнение, память, внимание, речь, воображение, творческие способности, музыкальное восприятие;
- развивать продуктивную деятельность и мелкую моторику пальцев рук через аппликацию;
- развивать познавательный интерес детей через умение имитировать голоса и движения птиц;
- развивать умение работать аккуратно, получая эстетическое и моральное удовлетворение от результатов своего труда;
*воспитательных:
- приобщать детей к нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми;
- воспитывать в детях чувство ответственности за результаты своего труда;
- приобщать детей к музыкальному искусству и русскому народному художественному слову;
- воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи.
Решение задач достигается методами: деятельным, словесным, ТРИЗ (решение проблемных ситуаций), беседой, игрой, логическими рассуждениями, самостоятельной практической деятельностью детей, наблюдением, разъяснением, инструктажа, имитацией действий, творческой деятельностью, фантазированием.
Форма работы с детьми - подгрупповая.
Организационно-мотивационный этап помог включить детей в игровую и учебную деятельность, сформировать у них опыт фиксации затруднения и понимания его причины (под руководством воспитателя). Этот этап занял довольно продолжительное время, потому что на фоне решения задач по вводу детей в образовательный процесс здесь решались проблемные задачи (например, как можно было сделать так, чтобы Колобок не укатился и тем самым помочь дедушке и бабушке), развивалась память, внимание, познавательные способности детей, актуализировались уже имеющиеся у детей знания (когда они должны были назвать героев сказки и убрать лишних). На этом этапе присутствовала поисково-исследовательская деятельность детей при наблюдении и решении проблемных ситуаций и коммуникативная в беседе. Для более лёгкого восприятия было использовано мультимедийное сопровождение, которое способствовало развитию интереса детей к образовательной деятельности.
Этап практической деятельности (аппликация) был направлен на развитие продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей. С его помощью решались задачи по актуализации понятий «один-много», умение определять и называть цвета, развивались творческие способности, память, внимание, когда дети должны были выполнить работу из дощечек некрасного цвета, а также мелкая моторика посредством пальчиковой гимнастики «Гвоздики». Детям был дан инструктаж, который потом был закреплён самими детьми. Для оптимизации времени одна дощечка была уже наклеена как образец, и был подготовлен по максимуму весь материал (открыт клей, разложены салфетки, клеёнки). Слушание музыкального произведения способствовало более быстрому темпу работы и учило детей слышать в музыке новое звучание (звучание инструментов, похожее на забивание гвоздиков). Мастерская по изготовлению данного продукта детского творчества закончилось «фотографированием» работ. Это позволило ещё раз закрепить названия цветов, а также показало важность и нужность той работы, которую выполнили дети.
Этап актуализации уже имеющихся знаний начался с возвращения к мультимедийному сопровождению. Был организован активный отдых детей, когда они имитировали движения и голоса птиц, развивая речь и актуализируя имеющиеся знания по экологическому воспитанию.
Игра на мультимедийной доске «Птицы на заборе» способствовала формированию представлений о двух способах уравнивания численности предметов, понимание возможности вариативных ответов. Дети должны были закрепить для себя, что для того, чтобы предметов стало поровну, нужно убрать лишний или добавить недостающий. Эти понятия усваиваются детьми достаточно непросто, занятие было третьим в системе ознакомления с этими понятиями, по плану осталось ещё одно, поэтому приходится работать над закреплением в режимных моментах, давать рекомендации родителям. На этом этапе присутствовали познавательно-исследовательская деятельность, двигательная и коммуникативная.
Этот же материал закреплялся и в заключительной части на этапе подведения итогов. Сюрпризный момент с печеньем помог закрепить в памяти детей сформированные на занятии знания, способствовал развитию мыслительной операции анализа («откуда появилось слово печенье», «сможет ли такое печенье укатиться как Колобок») и стал своего рода поощрением для детей за работу. Дети попытались отрефлексировать свою деятельность на занятии, но в силу возраста пришлось оказать им помощь. По времени занятие шло дольше чем предусматривают Сан Пины. Это объясняется интеграцией занятия. В целом занятие прошло успешно, задачи этого занятия были решены, работа над темой будет продолжена. Родители на занятие не приглашались из-за возрастных особенностей детей.