Цель занятия.
• Закрепить понятие «зимующие» птицы.
• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
• Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
• Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; отвечать предложениями.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, отвечать предложениями.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы».
Раздаточный материал: Заготовки туловища и головы птицы; детали крыльев, хвоста различной формы и цвета, клей, салфетка, фломастеры.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».
Заучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
Знакомство: А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите птиц».
Составление описательных рассказов, беседы.
Загадывание загадок.
Упражнение «Спрячь слоги в ладошки», игра «Какой птички не стало?»
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель. Встречает детей и предлагает посмотреть на экран.
– Посмотрите, сколько разных птиц на этих картинках (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
- Назовите, как, одним словом можно назвать эти картинки?
Кто это? (Зимующие птицы).
2. Введение в тему
- Правильно.
- Так называются птицы, которые остаются зимовать. Это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
3. Установка цели занятия.
- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. А в конце занятия сделаем аппликацию. Рассмотрите картинки и назовите птиц. (Это зимующая птица называется: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь).
4. Рассматривание картинок.
Воспитатель - Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (Живут круглый год ворона, голубь, воробей).
- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (прилетают зимовать синицы, снегири).
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
- У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
У синичек грудки желтые, спинка зеленоватая, а головки и крылья черные, на грудке галстучек.
У синицы спинка желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. Крылья серовато – голубого цвета со светлой поперечной полосой.
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это?
Расскажите про воробья.
- Какой он? (маленький, серо-коричневый, серенький, шустрый, быстрый).
-Как можно назвать эту птичку ласково? (воробьишко, воробышек и т.д.)
- Какие это птицы? Это зимующие птицы
- Почему их так называют? Они живут у нас зимой.
- Что страшнее зимой для птиц холод или голод? (Голод)
- Чем же питаются зимой птицы? (Ответы детей)
Да, в основном это (ягоды, семена деревьев, семена растений).
- А мы можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы?
(Ответы детей)
- Если мы высыпим зерна на землю, их может замести снегом. Что же делать? (Лучше сделать кормушки.)
(Повесить кормушки).
Воспитатель. Сейчас покажу схему выполнения аппликации любой птицы.
Предложить детям показать движения крыльев изображённых на схеме.
5. Пальчиковое упражнение «Дятел»
Воспитатель. - Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по де - реву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червя - чка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
6. Самостоятельная работа детей.
Звучит спокойная музыка.
На экране монитора обобщённая схема выполнения работы.
Воспитатель. На столе лежат детали крыльев и хвоста различной формы и цвета, так, что вы сможете из них выбрать более подходящие для ваших птичек.
Дети выполняют аппликацию.
Индивидуальный анализ работ детей.
Воспитатель. А сейчас будем наших друзей угощать.
В конце занятия дети размещают работы на стенде, где нарисован корм для зимующих птиц.
7. Итог занятия.
– Что нового узнали на занятии? (С какими птицами познакомились?)
– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)
– Что вызвало затруднение?