Цель:
Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия
Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает ? (Зимой)
Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима ? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему ? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках ?
На дворе – горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Беседа «Что такое снег ?»
Почему идет снег ? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.
Опыт №1. «Определение цвета».
-Какого цвета снег ? (белый)
-Какого цвета лед ? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий). А лед ? Я случайно уронила лед, что с ним случилось ? (Он раскололся, он хрупкий).
Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.
С горки я
На лыжах мчусь
Сегодня
Храбрым быть учусь!
А завтра
Буду смелым!
Ну а потом –
Умелым!
Опыт №4. «Тонет, не тонет».
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед ? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Выводы:
Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.