Тема недели: «Зима».
Тема НОД: «Свойства снега и льда» (экспериментальная деятельность).
Доминирующая образовательная область: «Познание»
Интеграция ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Музыка».
Программное содержание:
1.Уточнить и расширить представления о снеге и льде, помочь понять изменение их свойств.
2.Учить детей анализировать, делать выводы.
3.Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
4.вызвать радость от открытий, полученных в ходе опытов.
Материал: игрушка Снегурочка, кусочки льда, пластиковые стаканчики, салфетки, снежинки из бумаги.
Содержание:
1. Раздается стук в дверь. Приходит Снегурочка:
Снег.
- Здравствуйте!
Торопилась к вам друзья,
Принесла посылку я.
От Деда Мороза.
Восп.
- Спасибо! Оставайся с нами.
Снег.
- Нет, не могу. Вы разве не знаете, что со мной может случиться, если я останусь надолго в тепле? (Уходит)
(Ответы детей. Подвести к выводу, что растает, потому что она из снега и льда).
Восп.
- А что же такое снег? Что значит растает?
Вот послушайте загадку:
«Он пушистый, сребристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Лишь поймаешь на ладонь»
(Снег).
- Каким бывает снег?
- А что такое снег? (Снежинки). Вот как они выглядят. (Показ).
- А что такое снежинки, откуда они берутся?
(Подвести к ответу, что снег – это замерзшая вода).
- В загадке говорится:
«…станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь».
- Почему же снег на ладони превращается в воду?
- А почему снег бывает только зимой?
2.Подвижная игра «Снежинки».
-Выходите на ковер, берите снежинки.
- Вправо – влево повернись и в снежинку превратись!
(Дети танцуют под музыку).
3.- А вы хотите узнать, что прислал нам в посылке Дед Мороз? Чтобы узнать, нужно отгадать загадку:
«Он сковал большую реку, ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти чудные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки».
(Лед).
(Достаю из посылки кусочки льда, показываю детям).
- А что такое лед? (Это замерзшая вода).
- Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
- Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Твердый, холодный, прозрачный, тяжелый, по цвету – прозрачный).
- Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Возьмите каждый по стаканчику, загляните в него, он пустой. Положите в него лед, посмотрите на свои ладошки. – Какие они? – Почему?
-Вытрите руки.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы они согрелись.
4.Пальчиковая гимнастика:
«Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пришли во двор гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли».
-Согрелись руки? Давайте еще поиграем.
5.Подвижная игра «Зимние забавы».
«Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но потом упали. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали».
6. –А теперь давайте заглянем в стаканчики.
- Что вы видите?
- Что можно сказать про лед?
7. Рефлексия.
- Вам интересно было проводить опыты со льдом?
- А что вы можете сказать про снег и лед?
- А чем они отличаются?
-Снег мягкий, а лед…
-Снег белый, а лед…
-Снег легкий, а лед…
- Так все-таки правильно мы поступили, что отпустили Снегурочку, а не оставили в группе? – Почему?
- Да, как растаял лед в наших опытах, так растаяла бы и снегурочка, потому, что она из снега и льда.