Цель занятия: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе православных духовно-нравственных ценностей
Задачи:
1. Расширять представление детей о мире природы как творении Божьем.
2. Формировать знания о растениях, воде, сезонных изменениях в природе.
3.Знакомить с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго мира.
4. Обогащать представления детей о целесообразности сезонных природных изменений, о чудесном устроении мира.
5. Развивать творческие способности, умение отражать в своих работах красоту мира.
6. Воспитывать любовь к природе .
Методы и приемы:
Наглядный (экскурсия на озеро, наблюдение)
Практический (художественная деятельность)
Словесный (чтение стихотворений, беседа, рассказ, вопросы)
Игровой ( подвижная игра «Яблочко», «Я береза»)
Музыкальный ( П.И.Чайковский «Времена года»)
Материал и оборудование:
иллюстрации осенней природы, фотографии озера го Краснознаменск, цветные карандаши, бумага, магнитофон, музыкальные записи.
Предварительная работа: экскурсия на городское озеро.
Основные понятия: водоем, океан, море, река, озеро, растения, деревья, кустарники, трава, сезонные изменения в природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по дням творения. Но, прежде чем продолжить прогулку давайте вспомним как называется книга, в которой рассказывается о Боге?
Дети: Библия
Воспитатель: Как возник наш мир, рассказывается в этой книге. Мир сотворил Бог. Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым. Что сотворил Бог в первый день? (День и ночь) Что сотворил Бог во второй день? (Небо - облака и воздух)
На третий день Бог создал землю (сушу), моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. И Бог порадовался этому. (Добрый мир "Прогулка по дням творения" Книга 1, с. 26)
Воспитатель читает стихотворение "День третий" (Добрый мир "Прогулка по дням творения" Книга 1, с. 26)
В третий день Отец Небесный (Бог)
Твердь земную сотворил,
Ароматными плодами,
Древом жизни одарил.
Зелень яркими коврами
Расстилается кругом.
Все в садах, цветах, деревьях -
Это наш с тобою дом.
Обсуждаем - размышляем
Воспитатель: Что сотворил Бог в третий день?
Какие бывают водоемы?
Какие водоемы есть у нас в городе?
Дети: озеро
Воспитатель: Правильно, озеро. Озеро - это вода или суша? Какого цвета вода в озере?
Давайте вспомним, когда мы ходили на озеро какие из творений третьего дня мы видели.
Какие бывают растения? (Добрый мир "Прогулка по дням творения" Книга 1, с. 41)
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем.
Подвижная игра "Яблочко" (Добрый мир "Прогулка по дням творения" Книга 1, с. 41)
Воспитатель: Ребята, а видели мы с вами траву, цветы, почему?
Дети: (уже стало холодно, наступила осень)
Воспитатель: Правильно, наступила осень, стало холодно, жизни в природе замерла. деревья сбрасывают листву, стебельки у травы засыхают - все растения готовятся к холодной зиме, отдыху.
Господь не только украсил природу растениями, но и мудро устроил сезонные изменения в природе. Зимой природа отдыхает, жизнь в растениях замерла. Весной пригрело солнышко, по стволам и стебелькам побежал сок, набухли почки, появились первые листочки. Летом все цветет и благоухает, растения, овощи все приносит все свои плоды. Приходит осень и опять все замирает, все растения готовятся к зиме.
Воспитатель читает "Осень" (Добрый мир "Прогулка по дням творения" Книга 1, с. 24)
Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
- Кто ты? - спросили дети.
- Я - время года осень. Я пришла с дождем, ветром, туманом. Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.
Н о зато я обвесила ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами, наполнила все огороды овощами. Созрел виноград.
Слушаем музыку: Чайковский П.И. "Времена года".
Воспитатель: Давайте закроем глаза и вспомним наше осеннее озеро, которое мы видели на экскурсии.
А теперь открываем глазки и будем рисовать то, что мы представили.
Дети рисуют, звучит музыка.
В конце занятия выставка детских работ. Воспитатель хвалит рисунки детей, обращает внимание на их красоту.