Цель:
1. Закрепить понятие «зимующие птицы»;
2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
3. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;
4. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование:
Фонограмма П.И. Чайковского «Зимнее утро», презентация c картинами зимней природы и зимующих птиц, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит фонограмма П.И.Чайковского «Зимнее утро», показ слайда №2.
Федор Тютчев (отрывок)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)
-Как мы их называем? (Перелетные)
-Вспомните, какие это птицы? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).
-Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет).
-Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)
А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами. (Загадывание загадок)
Показ презентации. Слайд № 3.
1. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.
(Воробей) слайд №4
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) .Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
Послушайте 2-ую загадку: слайд №5
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит
(Дятел) слайд №6
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса, он спасает дерево от вредителей)
3. Еще загадка: слайд №7
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока). слайд №8
- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
4. слайд №9
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь) слайд №10
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
5. слайд №11
Синяя косынка,
темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать её ...
(синичка) слайд №12
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
- Чем питается синичка? (салом, семенами)
6. слайд №13
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона) слайд №14
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
7. слайд №15
Я – толстый, серый, под ногами
Хожу по городу кругами
И напрягаю толстый зоб,
Очаровать подругу чтоб.
(Голубь) слайд №16
- Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Чем он питается? (Хлебными крошками, семенами)
Физминутка
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- слайд №17 Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка оперения)
- Как можно назвать одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
- Ребята, скажите, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой? Почему? (Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)
- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи.
Сорока питается семенами растений.
Дятел питается личинками, семенами шишек.
Голубь питается крупой, хлебом, хлебными крошками.
- Давайте теперь поиграем. Выходите, вставайте в круг. Игра называется «Угадай-ка». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.
Итог.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?
- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.