Цель урока – познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формировать умение мыслить.
Задачи урока:
Обучающие:
- обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности,
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Оборудование: музыкальный центр, диски, фортепиано, нотный материал, презентация -слайды, раздаточный материл (пазлы музыкальных инструментов)
Музыкальный материал:
1. «Симфония № 4» (финал) П.И. Чайковского – слушание.
2. Концертный цикл «Времена года» А. Вивальди – слушание.
3. «Симфония № 31» Й. Гайдна – слушание.
4. «Второй квартет» А.П. Бородина – слушание.
5. «Веселый музыкант» песня – разучивание.
6. «Марш» -Мендельсон
План урока:
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие. Вхождение в урок.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока
Орг. момент.
Музыкальное приветствие.
У. -Здравствуйте, ребята!
Д. -Здравствуйте Учитель!
Добрый день!!
Вхождение в урок. Звучит музыка Э.Григ «Утро»
Учитель: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие в «Мир Музыки»
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
У: Что вы видите на экране? (карточки муз.инструментов)
Д: Много инструментов
У: Правильно. А что их объединяет?
Д:Музыка!
У: А где мы можем услышать звучание этих инструментов одновременно?
Д: В оркестре.
У: Молодцы! А кто знает. Что такое оркестр?
Д:ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
У: О каком оркестре идёт речь? В этом вам поможет музыка (слушание марша Мендельсона)
Д: О симфоническом.
Слайд № 1,2
Открывается тема урока «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
Определение темы урока.
У: Мы раскрываем тайны симфонического оркестра. Кто управляет оркестром? (дирижер)
Слайд № 3
3. Открытие новых знаний.
Какие инструменты входят в состав этого оркестра?
(Деление инструментов на группы: струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные при помощи раздаточного материала-карточки)
Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.
Слайды № 4, 5, 6, 7 (слушание звучания каждого инструмента)
Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?
Д: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. (Показываю внешний вид каждого инструмента).
У: Ребята, группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты. И мы сейчас познакомимся с группой медных духовых инструментов.
Третья группа музыкальных инструментов симфонического оркестра -группа ударных музыкальных инструментов
Слайды 8-19 (слушание звучания каждого инструмента)
4. Проверка усвоения нового материала
У: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Работа в группах
Детям раздаются конверты, в которых спрятаны музыкальные инструменты в пазлах и конверт с названием той группы музыкальных инструментов, которую необходимо детям выделить.
Задача: Собрать пазлы и найти на рисунке изображения инструментов симфонического оркестра той группы, которую необходимо детям выделить
Рассматриваем и оцениваем задания.
5.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Расположить инструменты на доске в очередном порядке (установить порядок расположения музыкальных инструментов в оркестре помогает музыка)
Для закрепления полученных знаний показываем слайд с расположением муз. инструментов в оркестре.
Слайд №20, 21
У. Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?
Физкультминутка.
Танец «Буги-Вуги»
У: А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра. Симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Сели удобнее и исполняем песню «Веселый музыкант»
Слайд № 22
У. Молодцы, ребята! Хорошо справились и с этим заданием.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
У: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?
Ответы детей…(состав симфонического оркестра)
У: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре и какие оркестры кроме симфонического еще существуют.
Музыкальное прощание:
-До свидания, ребята!
-До свидания, Учитель!